Структура отпускной цены предприятия-производителя может быть представлена в схематичном виде с учетом налогов, которые могут быть в нее включены:
где:
ОЦПР - отпускная цена предприятия-производителя;
С/С - себестоимость продукции предприятия-производителя;
П - прибыль;
Ак - акциз;
ФР/Н -отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;
НДСПР - налог на добавленную стоимость предприятия-производителя.
Метод прямого расчета цены в основном используется при затратном методе или при вступлении фирмы на рынок. Фирма должна, исходя из действующего налогового законодательства, уровня себестоимости товарной продукции, приемлемого для нее уровня прибыли, рассчитать уровень цены, сравнить его с уровнем цен конкурентом и принять решение о целесообразности своего присутствия на рынке.
Первоначально определяется плановая себестоимость единицы продукции (см. тему 3), потом размер прибыли на основе рассчитанной нормы рентабельности (см. вопрос 4.1), затем на их сумму начисляются косвенные налоги и отчисления в бюджетные фонды согласно порядку, закрепленному действующим законодательством.
Алгоритм расчета отпускной цены с учетом действующей системы налогообложения включает следующие шаги:
1.
2.
3.
4.
Примечание. Норма рентабельности, налоговые ставки задаются в процентном выражении.
Пример.
Полная себестоимость составляет 1500 руб., норма рентабельности – 20%. Рассчитать отпускную цену предприятия-производителя с учетом действующей системы налогообложения: акциз – 10%, республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей – 3%, НДС – 18%.
Решение:
1.
2.
3.
Несмотря на относительную простоту расчета, а также на достоинства метода прямого расчета, сфера его действия все-таки имеет ограничения, так как:
v в условиях рынка цены многих товаров определяются под воздействием рыночных факторов, в зависимости от сложившейся конъюнктуры;
v при установлении окончательной цены не учитываются субъективное восприятие товара потребителями;
v не учитывается платежеспособный спрос потребителей;
v не дает гибкости при принятии ценовых решений предприятием.