Разрабатывая ценовую стратегию, производитель должен принимать во внимание:
Ø чем больше на рынке товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, субститутами данного, тем эластичнее спрос, так как при повышении цены у покупателей имеется достаточный выбор более дешевой продукции;
Ø чем выше удельный вес цены товара в доходах потребителей, тем эластичнее спрос. Если на товар расходуется лишь незначительная часть потребительского бюджета, то покупателю нет нужды менять свои привычки и пристрастия при изменении цены;
Ø эластичность спроса ниже всего на товары, являющиеся, с точки зрения потребителя, самыми необходимыми, т.е. товарами первой необходимости;
Ø эластичность спроса по цене уменьшается с ростом благосостояния населения (с увеличением реальных доходов). Одна и та же сумма расходов на покупку при большом доходе составляет малую долю потребительского бюджета, а при низком – значительную, поэтому эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с высоким уровнем доходов меньше, чем у потребителей с низким уровнем доходов;
Ø чем в меньшей мере удовлетворены потребности в данном товаре, тем выше эластичность. Новинки определенных товарных групп (например, одежда, оргтехника) обладают более эластичным спросом, чем те товары, которые стали относительно привычными, не модными, устаревшими по сравнению с данными;
Ø срочность покупки по-разному влияет не эластичность: если покупка не может быть отложена, то спрос неэластичен; если речь идет о товарах сезонного спроса или товарах, являющихся обязательным атрибутом каких–либо национальных праздников, то с приближением таких событий, эластичность растет (например, предложение шампанского в канун Нового года);
Ø эластичность различается в зависимости от периода времени. При анализе изменения цены необходимо различать краткосрочный и долгосрочный коэффициенты эластичности. Краткосрочные коэффициенты эластичности основаны на информации, получаемой или полученной в течение года, и могут быть использованы для планирования ценовой стратегии предприятия на квартал, полгода, год. Долгосрочные коэффициенты учитывают информацию за период, превышающий год, однако их применение для разработки стратегии развития предприятия возможно, если экономическая ситуация в стране стабильна, инфляция незначительна и изменение платежеспособности населения поддается прогнозированию;
Ø при определении коэффициента эластичности и при построении кривой спроса важна оговорка «при прочих равных условиях», и для того чтобы свести к минимуму данный недостаток необходимо рассчитать совокупное влияние нескольких показателей конъюнктуры на величину спроса;
Ø значение эластичности спроса на разных отрезках одной и той же кривой спроса различаются. Так при эластичности спроса по цене меньше единицы производитель может повышать цену на свою продукцию и наращивать при этом прибыль. Если эластичность больше единицы, то цену повышать нецелесообразно, так как выручка будет падать, в таком случае цену лучше снижать, тогда можно получить дополнительную прибыль за счет скорости обращения продукции.