В рыночной экономике ценообразование осуществляется, во-первых, при достаточной свободе определения цен посредством договора о купле-продаже, во-вторых, в условиях конкурентной рыночной среды, в-третьих, на основе равновесия спроса и предложения посредством цен равновесия. Эти общие черты рыночного ценообразования реализуются посредством применения многообразных видов цен в различных сферах рынка.
При определении цен на продукцию или ресурсы предприятия необходимо учитывать следующие виды, или сферы, ценообразования:
свободное определение цен, при котором покупатель и продавец до вступления в переговоры о совершении сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами и не принимают на себя каких-либо обязательств после осуществления купли-продажи;
договорно-контрактное ценообразование, при котором продавец и покупатель самостоятельно осуществляют сделку купли-продажи, но либо уже приняли на себя какие-то обязательства, либо принимают их на будущее, заключая договор-контракт;
ценообразование в условиях частичной или полной монополизации рынка в виде монополии (монопсонии) или олигополии (олигопсонии), которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
ценообразование, осуществляемое под непосредственным и прямым государственным или муниципальным контролем посредством фиксирования цен, предельного их ограничения, субсидирования, применения акцизов или в какой-то другой форме.
Наиболее совершенным видом современного рыночного ценообразования является договорно-контрактное ценообразование, которое включает определение цен в договорах-контрактах при заключении сделок на открытом оптовом рынке, при прямых связях или через посредника (оптового торговца, дилера), в сделках на биржах или аукционах, а также договоры-контракты с государственными (муниципальными) организациями. Предприятиям целесообразно определиться в направлении, заключая договора-контракты, обеспечивающие им наиболее выгодную цену.
Но, как правило, выделяют четыре основных типа рынка, характерные особенности, для каждого из которых, можно представить в виде табл.5.6.
Таблица 5.6
Принципы ценообразования в условиях различных
моделей рынка
Харак-
Виды рынков конкуренции
терные
Чистая
Монополистическая
Олигополия
Чистая монополия
особенности
Базисная цена (БЦ)
Складывается на рынке
Отсутствует
по группам аналогичных товаров
устанавливается на основе тайного сговора
Корректировка БЦ
Отсутствует
Корректируется по уровню конкурентоспособности
Отсутствует
Отсутствует
Предмет (область) экономического анализа (ЭА)
Оптимизация объемов производства при сложившейся цене
Поиск интервала изменения продажной цены
Уровень (УСИ) средних издержек и удовлетворительной эко-номической прибыли
Pk, Pmk ,Po, Pmc - предпочтительный уровень цены в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии соответственно;
Qк, Qmk, Qo, Qmc - объем производства изделия при заданном предпочтительном уровне цены в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии соответственно.
Обладая определенной теоретической базой, можно приступить к процессу ценообразования, который состоит из нескольких этапов (рис. 5.12).