Уровень цен должен быть достаточным, чтобы заинтересовать товаропроизводителей в увеличении выпуска, улучшении качества и расширении ассортимента товаров.
Калькуляция сбытовых цен - калькуляция цен реализации товара через сбытовую сеть. Фактически состоит из оптовой цены производителя, транспортных издержек и калькуляции затрат сбытовой организации.
После того как установлены свободные отпускные цены, к ним могут применяться три вида надбавок: снабженческо-сбытовые, оптовые и торговые. Их применение зависит от товародвижения, т. е. от того, какие звенья участвуют в реализации товаров:
если товары реализуются через посредников, то в этом случае применяется снабженческо-сбытовая наценка. Она устанавливается по согласованию сторон, в ней учитываются издержки обращения и налог на добавленную стоимость. Для снабженческо-сбытовых организаций, являющихся монополистами, установлен предельный уровень рентабельности. Он составляет 50 % к издержкам обращения. Снабженческо-сбытовая надбавка по товарам народного потребления устанавливается в процентах к свободной отпускной цене, включая налог на добавленную стоимость. Свободная отпускная цена вместе со снабженческо-сбытовой надбавкой называется ценой закупки;
оптовую надбавку применяют оптовые организации государственной торговли, оптовые базы других управлений рабочего снабжения и другие оптовые организации, основной задачей которых является обеспечение товарами предприятий розничной торговли и бытового обслуживания. Оптовая надбавка устанавливается по согласованию сторон. В нее включаются издержки обращения и налог на добавленную стоимость (НДС). Большинство предприятий оптовой торговли вошли в Государственный реестр предприятий-монополистов, поэтому для них установлен предельный размер рентабельности, составляющий 3 % к товарообороту. Необходимо иметь в виду, что оптовая надбавка учитывается в торговой;
торговая надбавка используется при реализации товаров непосредственно населению. Ее устанавливают сами предприятия розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка. В нее включаются издержки обращения, оптовая надбавка (если товары поставляются оптовыми предприятиями), НДС. Для предприятий-монополистов розничной торговли установлен предельный уровень рентабельности в размере 8 % к товарообороту. Торговые надбавки устанавливаются к свободной отпускной цене (с НДС) или к цене закупки. Торговая надбавка служит источником финансирования издержек обращения и образования прибыли, необходимой для нормального функционирования торговых предприятий. Если в товародвижении участвует склад оптового предприятия, то он реализует товары по отпускным ценам и удерживает в свою пользу оптовую надбавку к этим ценам - часть торговой надбавки. Размер оптовой надбавки оптовое предприятие устанавливает по договоренности с покупателями - предприятиями розничной торговли и общественного питания.
Свободную розничную цену, по которой товар продается населению, розничное торговое предприятие определяет самостоятельно с учетом сложившейся в данное время и в данном регионе конъюнктуры рынка, исходя из свободной отпускной цены и торговой наценки к ней. Величина наценки может колебаться в зависимости от спроса и предложения и индивидуальных условий работы того или иного торгового предприятия. Конкретный размер торговой надбавки (не превышающей предельного), согласно торговой калькуляции, равен сумме плановых издержек обращения, оптовой надбавки и плановой прибыли.
Часть прибыли розничное торговое предприятие направляет в фонд регулирования свободных розничных цен (фонд коммерческого риска). Для устранения несоответствия платежеспособного спроса и предложения по отдельным товарам или их группам свободные розничные цены могут быть повышены или снижены. Потери от снижения цен компенсируют из фонда коммерческого риска.
Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Прибыль - важнейший обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности юридических и физических лиц. В рыночных отношениях получение прибыли - конечная цель и результат предпринимательской деятельности. Она определяется как разница между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.
Под прибылью понимается:
для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных и подтвержденных расходов;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
для иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Как известно, прибыль предприятия образуется в результате распределения выручки, полученной им от реализации продукции (работ, услуг), выбывшего имущества, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг - составная часть балансовой прибыли, связанная с получением финансового результата от основных видов деятельности. Определяется раздельно по каждому виду деятельности. Выручка принимается в расчет без НДС, акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством.