Для целей налогообложения выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет, исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров).
Внереализационная прибыль - основная часть балансовой прибыли предприятия, отражающая финансовые результаты от внереализационных операций, не связанных с производством и реализацией продукции продажей основных средств, иного имущества. Определяется как доход (убытки) за вычетом расходов по внереализационным операциям.
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:
доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;
доходы от сдачи имущества в аренду;
доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
суммы, полученные от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;
другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.
Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который нужен потребителю. Потребности, в свою очередь, подразделяются на потребности потенциальные и платежеспособные. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособный спрос. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, их затраты меньше, чем полученная выручка, т. е. когда оно работает с прибылью. В этом смысле и говорят, что прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно результат его деятельности. Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы, включающими:
установление цен;
формирование затрат;
определение объемов выпуска продукции;
выбор номенклатуры и ассортимента производимых товаров.
Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, и поэтому каждый из них должен учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только в этом случае они могут процветать как производители товаров, услуг.
2.2. учет издержек производства
Итак, мы исходим из того, что в окончательном виде цена на товар устанавливается на основе соотношения между спросом и предложением. Как правило, спрос устанавливает максимальную цену, которую продавец может получить за предлагаемый им товар. Минимальная же цена, при которой продавец еще не «прогорает» и не уходит с рынка данного товара, определяется издержками производства. В самом деле, предприятие хочет получить за свой товар цену, которая бы полностью перекрывала издержки по производству, распределению и сбыту этого товара, а также обеспечивала бы получение достойной прибыли.
Издержки производства и реализации представляют собой фактические затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, транспортные средства, различного рода услуги, выраженные в денежной форме. Издержки производственно-сбытового процесса принято подразделять на постоянные и переменные.
Постоянные издержки не зависят от объема выпускаемой продукции за какой-либо краткосрочный период времени, то есть не зависят от колебаний объема производства, оставаясь неизменными и при достаточно значительном изменении уровня производства. Постоянные издержки представляют собой затраты различного рода ресурсов не на саму производственно-сбытовую деятельность, а на создание условий для такой деятельности. Поэтому их также называют общезаводскими расходами. Примером таких постоянных издержек являются затраты на содержание зданий и помещений, на поддержание в них требуемого температурного режима, арендные и страховые платежи, амортизационные отчисления и т. п.
Переменные издержки изменяются в зависимости от объема выпуска продукции. В отличие от постоянных затрат они идут на осуществление той деятельности, которая имеет своей целью производство соответствующего товара. К переменным издержкам относят затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработную плату и т. п.