Цена – денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени. Цена один из важнейших показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия, поэтому является фактором его выживания. С другой стороны, цена важнейший критерий принятия потребительских решений, следовательно, элемент конкурентоспособности и имиджа фирмы.
Функции цены:
- Функция учета и изменения затрат общественного труда (эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хоз-х процессов, измерения их результатов.)
- Функция сбалансированности спроса и предложения (Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска(если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предполагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. )
- Стимулирующая функция (Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров)
- Функция распределения и перераспределения (Эта функция связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения нац-го дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребителями, различными соц-ыми группами населения. Исходя из функций цены можно сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматриваться в тесной связи с рынком – его закономерностями, условиями и особенностями.