Ценовая война является признаком разитой, высококонкурентной рыночной экономики.
Под ценовой войной понимается поступательное и часто резкое снижение цены конкурентами на товары, работы или услуги, реализуемые на однородном рынке. Часто такое снижение цены осуществляется посредством предоставления дилерам или конечным потребителям скидок. Такого рода войны считают базовыми или основными.
Специфической разновидностью ценовых войн являются тендерные и демпинговые войны. Тендерные войны имеют место при проведениии конкурсных торгов на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг.
Демпинговые войны отражают использование одним из конкурентов демпинговых цен, под которыми подразумевается установление цен значительно ниже рыночных, зачастую ниже уровня среднеотраслевой себестоимости продукции. Это часто использовалось компаниями, которые пришли на рынок новой страны и они устанавливали цены ниже существующих там.
Сотовая связь: начиналось со стоимости звонка 40 р.\мин. Но после ценовых войн компании большой тройки (мтс, мегафон и билайн) — установили такие цены, какие они есть сейчас.
Авианаправления: avia nova, sky express — стоимость была иногда даже ниже себестоимости.
Как ценовая война влияет на потребителя? На первый взгляд, одни плюсы. Но со временем рынки становятся олигопольными или монопольными и выигравшая компания диктует свои цены, ухудшается сервис, растет цена.
Существуют следующие последствия войн:
- дестабилизация рынка
- перераспределение долей конкурирующих компаний
- вытеснение слабых конкурентов прежде всего малых и средних компаний при банкротстве и разорении
- сокращение объемов продаж, доходов и прибыли участников ценовых войн, как следствие, сокращение средств на развитие, внедрение инноваций и как правило снижение капитализации компании
- снижение объемов и ухудшение качества предоставляемых услуг
- сокращение численности работающих и безработицы
Основным признаком ведения ценовой войны является снижение цены одним из участников рынка. Ценовая война продолжается до тех пор, пока средняя цена на рынке не достигнет среднеотраслевых издержек. Краткосрочно она можетопускаться и ниже, но как правило, цены фиксируются на уровне среднеотраслевых издержек и они фиксируются на этом уровне пока с рынка не начнут уходить слабые компании.
Варианты реакций
1. Проведение постоянного мониторинга цен компаний-конкурентов, ценовой политики, стратегии и тактики. Это позволяет вовремя заметить начало ценовой войны. Как правило, такие мероприятия мониторятся раз в месяц. Когдк война началась — раз в неделю. На активных рынках — ежедневно.
2. Мониторинг цен дилеров и изучение их реакции на ценовые изменения в отрасли.
3. Проведение мероприятий по повышению лояльности клиентов и целевой аудитории вообще. Если компания обладает лояльной клиентурой, то риск потери сбыта может быть нивелирован.
4. Создание различных отраслевых форм, объединение компаний-конкурентов в виде ассоциаций, союзов. Делается это для того, чтобы стабилизировать взаимоотношения конкурирующих компаний.
5. Постоянные изучения возможностей и определения направлений снижения себестоимости продукции. Это направление является одним из самых важных, т.к. Ценовая война связана прежде всего со снижением цены, основу которой являет себестоимость.
Сама идея ценовой войны может быть подорвана дилером. Например ему предложиди товар со скидкой, а он забрал всю выгоду себе.