Очень большое влияние на ценовую стратегию оказывает качество.
Потребительское качество — это восприятие качества товара со стороны потребителя, то есть набор качественных характеристик, который способен понять и принять потребитель. Эти понятия являются мотивационными при принятии решения о покупке. Их не должно быть много, так как как правило рядовой потрбеитель неспособен оценить более 5- 6 показателей одновременно.
Заблуждения потребителей, касательно качества:
1. Потребитель может определять соответствие цена — спрос.
2. Потребители могут не заметить настоящих характеристик товара.
3. Потребители могут принять внушаемую продавцами ценность товара (полифония 2000 тонов, а не 1500 тонов)
4. Потребители могут переносить на продукт несуществующие черты, например, с аналогичных товаров. (например, samsung специализируется на сотовых телефонах и ноутбуках, но покупатель доверяет и стиральным машинам, хотя самсунг — не специализируется на них)
5. Потребитель может найти непредусмотренное производителем дополнительное назначение товара, что дает последнему возможность повысить на него цену. (например, изначально фотокамеры в сотовых телефонах не воспринимались произвожителями как серьезное дополнение)
6. Сама цена для многих покупателей может служить индикатором качества.
7. У разных сегментов потребителей разные приоритеты качественных характеристик.
8. Устойчивое представление потребителей о высоком качестве товара способствует созданию соответствующего имиджа предприятия, росту авторитета марки и как слежствие, назначению более высокой цены на товары данного производителя.
9. Сигнализация ценгами широко используется на тех рынках, на которых покупатель неспособен самостоятельно оценить качество товаров. Это возможно только на тех рынках, где качество невозомжно пощупать и измерить, например, мониторы, а не продукты питания.
Основные ценовые стратегии, которые показывают взаимосвязь цены и качества товара.
Качество / Цена --->
Высокая цена
Средняя цена
Низкая цена
Высокое кач-во
Стратегия премиального ценообразования (1)
Стратегия повышенной ценности (2)
Стратегия глубокого проникновения на рынок (3)
Среднее кач-во
Стратегия завышенной цены (4)
Стратегия нейтрального ценообразования (5)
Стратегия доброкачественности и проникновения на рынок (6)
Низкое кач-во
Стратегия ограбления покупателя (7)
Стратегия показного блеска (8)
Стратегия низкой ценности (9)
1 и 9 стратегии — адекватны по соотношеию цены и качества, но предназначены для полярных по уровню доходов сегментов рынка.
Стратегия 1 — ограничивается только покупателями с высокими доходами. Luxury, fashion-индустрия.
Стратегия 9 направлена на маргинальных покупателей, т.к. Большинство потребителей избегают покупать по самым низким ценам. Зеленый горошек за 6 рулей в Пятерочке.
Стратегия 2 позволяет привлечь к товару большое число покупателей. Телефоны Samsung.
Стратегия 3 и 6. Эти стратегии преследуют цель завоевания лидерства по показателям доли рынка, но при стратегии 3 темпы такого завоевания выше. Стратегия 3 - Например, японские товары. Когда Toyota была еще неизвестна, их качество было ваше американских авто, и цена была ниже. Стратегия 6 — много продуктовых брендов применяют ее. Или Зару можно отнести к этой категории. Или H&M.
Стратегия 4 — позволяет быстро окупить затраты по выводу товара на рынок, но она рискованна, поскольку высокая цена при среднем качестве могжет серьезно ограничить спрос.
Стратегия 5 — товары — небренды часще всего используют ее.
Стретегия 7 и 8 - эти стратегии возможны при монопольном положении.