Политика ценообразования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации и исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразования. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности (стоимость строительной продукции связанна с местными условиями строительства, с природными условиями, территориальными различиями в оплате труда, длительность строительного цикла, высокой материалоемкостью, участниками строительства).
Действовавшая до 01.01.91 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такая система ценообразования не пригодна для рыночной экономики. Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие:
- Формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию.
- Обеспечение полного набора сметных нормативов и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности.
- Определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.