Ценообразование, ориентированное на издержки, на практике используется исключительно в качестве удобной точки отсчета. Это обусловлено тем, что предприятие имеет более полную информацию об издержках, чем в отношении факторов спроса, воспринимаемой ценности товара, конкурентной ситуации.
Однако этот метод полезен и с точки зрения анализа затрат, позволяющих вникнуть в суть проблемы и сосредоточить внимание на финансовых результатах различных ценовых стратегий. Поэтому очень важно понимать, как изменяются издержки при изменениях объемов продаж, которые возникают в результате ценовых решений. Это означает определение тех издержек, которые действительно определяют влияние прибыли в процессе принятия ценового решения, поскольку некоторые затраты (в целом) в любом случае остаются постоянными, т.е. они не влияют на относительную доходность при разных ценах. На относительную доходность разных ценовых стратегий в основном влияют только те издержки, которые растут или снижаются при изменении цен.
Эти издержки называются дополнительными, так как они показывают приращение издержек (положительное или отрицательное), которое происходит в результате тех или иных ценовых решений. Таким образом, дополнительныеиздержки– это издержки, связанные с изменением в цене и объемах продаж. Различие между дополнительными или не дополнительными издержками схоже, но не совпадают.
Постоянные издержки, такие, как затраты на дизайн товара, затраты на рекламу и накладные расходы, это издержки на пребывание в бизнесе. Постоянные издержки не зависят от объема продаж, поэтому многие из них не считаются дополнительными при принятии ценового решения. Вместе с тем, некоторые постоянные издержки являются дополнительными для принятия ценовых решений, значит, они должны быть выявлены. Дополнительные постоянные издержки – это такие издержки, которые возникают из-за изменения цены или из-за предложения версии товара на другом ценовом уровне. (Например, постоянные издержки для авиакомпании, направленные на рекламу новой льготной услуги или повышения качества обслуживания самолетов, чтобы предложить услуги по более высоким ценам, будут дополнительными при принятии решения, предлагать ли эти услуги по таким ценам.)
Таким образом, многие затраты не являются ни чисто постоянными, ни чисто переменными. Они постоянны в определенных пределах объемов продаж, но становятся переменными, когда продажи выходя за эти границы. Следовательно, определение того, являются ли такие наполовину постоянные издержки дополнительными для конкретного ценового решения весьма важно с точки зрения принятия такого решения. (Например, если при расширении производства производитель может выполнить заказы до 100 дополнительных единиц товара ежемесячно без покупки нового оборудования, просто интенсивно используя имеющееся, то издержки на оборудование в стоимости производства до 100 добавленных единиц товара не являются дополнительными. Но если количество заказов возрастет до 150 единиц ежемесячно, производителю придется приобрести дополнительное оборудование. Добавочные издержки на приобретение нового оборудования становятся дополнительными и будут иметь значение при принятии решения по установлению рентабельной цены, достаточно низкой, чтобы привлечь клиентов).
Переменные издержки, такие как затраты на сырье в производственном процессе – это издержки на ведение бизнеса. Так как ценовые решения влияют на количество работы, которую делает предприятие, переменные издержки всегда являются дополнительными по отношению к ценообразованию.