Ее можно построить, суммируя результаты нескольких вариантов анализа безубыточности продаж при различных изменениях цены. Причем, построить кривую безубыточности продаж можно и в целях моделирования сценариев изменения цены, скажем в пределах некоего «коридора» от +10% до – 20%. Тогда каждая точка на этой кривой будет представлять объем продаж, необходимый для достижения такой же прибыли после изменения цены, какую можно было бы заработать при исходной цене.
Кривую безубыточности продаж можно использовать как простой и достаточно мощный инструмент для обобщения динамики последующей рентабельности после изменения цены. Точку безубыточности (или уровень нулевой прибыли) можно вычислить также и аналитическим способом. Это можно сделать через приравнивание выручки от продажи к полным затратам с прибавлением прибыли. Если мы выручку приравняем к затратам, то чистая прибыль (приходящаяся как на весь объем, так и на одно изделие) будет равна нулю, т.е. получим следующее уравнение:
В от продаж = З переменные + З постоянные + Пр. чистая,
где В – выручка; З – затраты; Пр. – прибыль.
Или в расчете на одно изделие:
Ц = З переменные 1 изд. + З постоянные 1 изд. + Пр. чистая 1 изд.,
где Ц – цена изделия
Если исходя из цены и затрат определим выручку, введя величину проданных изделий, которая обеспечивает нулевую прибыль (как мы знаем она соответствует точке безубыточности), то получим следующее уравнение:
Ц х Пр. 0 = З переменные 1 изд. х Пр. 0 + З постоянные + 0,
где Пр. 0 – уровень нулевой прибыли.
После несложных алгебраических преобразований, вынося «уровень нулевой прибыли» за скобки и оставляя его в левой части уравнения, получаем окончательную формулу расчета точки безубыточности (т.е. уровня нулевой прибыли):
Пр. 0 = З постоянные / Ц- З переменные 1 изд.
Как видим, для нахождения величины, определяющей безубыточное производство, не обязательно строить сложные графики, а достаточно воспользоваться выведенной формулой. Цена безубыточности соответствует концепции полной себестоимости, где в качестве критерия распределения постоянных расходов используется уровень объем продаж (говоря иначе, активность предприятия). На практике же цены безубыточности, как правило, рассчитываются для разных объемов продаж. В результате получается диапазон минимальных цен. Цена безубыточности зависит от объема продаж и равняется полной себестоимости только в точке безубыточности (это ограничение и имелось в виду при выводе формулы).