русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Взаимосвязь общества и природы


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 2519; Нарушение авторских прав


 

Одной из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений. В этом значении природа выступает как синоним понятия «Вселенная». В узком же смысле слова — в соотношении с понятием «общество» — под природой понимают весь материальный мир за исключением общества. Иными словами, это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Общество как обособившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Следует иметь в виду, что понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и созданной человеком.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не только природные, но и социальные свойства. Общество связано с природой; во-первых, оно есть не что иное, как сама природа, ее важнейший эле­мент; во-вторых, оно через человеческую деятельность целе­направленно воздействует на природу, изменяя ее. Взаимодействие общества и природы не бесконфликтное, оно порождает большое количество противоречий.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа органически взаимосвязаны, поскольку природа есть естественное условие существования людей. Все природные и общественные системы являются динамическими или изменяющимися со временем.



По мере совершенствования орудий труда общество оказы­вало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Человек, став самым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Вместе с развитием общества изменялись представления людей и о самой природе, и о взаимосвязи человека с природой, что нашло отражение в философских и научных идеях.

В эпоху Античности природа трактуется как совершенный космос, противоположный хаосу. Это образец совершенства, средоточия мудрости и разумного начала, а взаимоотношение человека с природой должно быть гармоничным, рассматривается как самая желанная и благородная цель, где человек и природа связаны неразрывным единством.

В средневековой культуре с утверждением христианства природа мыслилась как результат творения Бога и нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку считалось, что только человек обладает божественным началом — душой.

Именно это приближает человека к Богу и дает основание пос­тигать сотворенный («тварный») мир природы. Бог как вечное, абсолютное духовное начало, стоящее над природой, противопоставляется земному, сотворенному Богом началу — природе. Не слияние с природой, как это было характерно для Античности, а возвышение над ней становится основным принципом средневековой культуры. В рамках такой традиции было закономерно рассматривать отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Вместе с тем, поскольку природа рассматривалась как результат божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел ее творца.

Такие установки в понимании природы способствовали переориентации отношения человека к природе в эпоху Возрождения. Природа стала трактоваться как источник радости, наслаждения. Возрождается античный идеал толкования природы как образца гармонии и совершенства, единения человека и природы. На этой основе вызревают идеи романтизма и эстетического отношения к природе, а отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

Такое поэтизированное и идеализированное отношение к природе было существенно трансформировано в Новое время, в период становления промышленного капитала. В результате активного освоения природы, развития экспериментального естествознания формируется идея подчинения природы человеком. Природа начинает рассматриваться как объект экспериментирования человека, как косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения человеком разумным. Ф. Бэкон эту идею господства над природой посредством развития науки выразил фразой: «Знание — сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, утрачивая при этом свой священный характер, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

Понимание природы как области приложения научных идей человека, как объекта преобразования и подчинения человеком, удовлетворения человеческих желаний стало доминирующим в рамках западноевропейской технологической цивилизации вплоть до нашего времени. Отголоском этих идей является утверждение: «человек — царь природы».

Вместе с тем в рамках традиционных восточных культур (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Вавилон) сформиро­валось совершенно противоположное видение природы и от­ношение к ней человека. Природа здесь рассматривается как целостный живой организм, все части которого тесно связаны друг с другом. Человек такой культуры не противопоставлял себя Природе, не допускал насильственного проникновения в ее тайны, исключал враждебное к ней отношение и относил­ся к ней с любовью и благоговением. Вектор преобразующей деятельности человека был направлен не вовне, на природу, а внутрь человека, на его личное самосовершенствование, по­иск гармонии с собой и природой.

Подобные взгляды, гуманные по отношению к природе, к космосу, разрабатывали в середине XIX в. русские «космисты», которые остро почувствовали углубляющееся противоречие между природой и человеком. Для них было ясно, что спасти мир можно только с помощью идеи целостного рассмотрения природы, восстановления нарушенных связей между челове­ком и природой. С точки зрения В. И. Вернадского, идея гос­подства над природой, рассмотрение ее как независимого от человека объекта должны смениться идеей гармонизации че­ловека и природы, человека и космоса, возрастанием ответственности человека перед последующей эволюцией Земли. Гармония между человеком и природой связана с достижением ноосферы (сферы разума) на всей планете, что ведет к пре­одолению необратимых, опасных, трагических для человече­ства процессов.

Современная наука, особенно такое ее «молодое» междисциплинарное направление, как синергетика, стремится выявить общие принципы самоорганизации в разных природных системах, обогащая эти идеи новыми данными. Они позволяют лучше рассмотреть мир как целостный, живой организм, где малейшие изменения в отдельных частях его незамедлительно сказываются на человеке и на природе в целом.

В связи с этим на современном этапе возникает необходи­мость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как целостного уникального организма, отношение к которому следует строить не с позиции силы, господства и монолога, а с позиции партнерства, сотрудничества и открытого диалога с ней. Ведь природа для современного человека и общества в целом продолжает оставаться основой их жизнедеятельности. Общество при всей своей интеллектуальной мощи и относительной независимости не может существовать и развиваться вне природы.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественные отношения | Общество как система


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.