Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в эпоху Античности. В XIX—
XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В конце 60-х—начале 70-х годов XX столетия идеи об обществе как едином, целостном организме (и о мире в целом), получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Г. Хакен, И. Пригожий и др.). С точки зрения этих подходов, общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система,включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Общество как система обладает следующими специфическими чертами:
1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы — роды, племена, сословия, классы, нации, семьи, коллективы и т. д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.
2. Общество несводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, в различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без которых люди не могут вместе существовать. Все это свидетельствует о существовании многообразных общественных связей, на базе которых возникают общественные отношения, позволяющие рассмотреть общество как целостность, функционирующую и развивающуюся по собственным законам. Человек, живущий в обществе, чаще всего поступает в соответствии с нормами коллективной культуры и традициями, с тем, что составляет суть общественных отношений. Вместе с тем это не становится преградой на пути к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения, а, следовательно, и к изменению общественных отношений.
3. Важнейшая черта общества — его самодостаточность, т. е. способность общества как сложной системы своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество в данном случае характеризуется как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования. Общество как самодостаточная социальная система — это продукт совместной деятельности людей, где все ее виды связаны друг с другом. На основе деятельности происходят все изменения в общественной жизни, в самом обществе. А изменившееся общество начинает формировать и самих людей, способных воспроизводить и сохранять это общество.
4. Общество как продукт человеческой деятельности отличают исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Причем если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом является человек. Выбор того или иного пути развития — это своеобразное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим.
5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи, с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Важнейшей особенностью человеческого общества выступает непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создают предпосылки для реализации различных вариантов и моделей развития общества. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования. Напротив, проведение работ в сфере глобального моделирования, обоснование возможных вариантов развития социальной системы в ее самых различных областях — это вполне рациональный и необходимый, особенно в современных условиях, акт. Социальный мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым. Из этого следует еще одна специфическая черта общества как системы.
7. При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве (даже слабом) человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) обязательно необходимо осмысление последствий такого вмешательства. Прежде чем принять решение, вмешаться в тот или иной процесс, происходящий в обществе, необходимо всесторонне продумать его последствия. Если бы эти решения всегда были эффективны, то, быть может, в истории было бы меньше трагических страниц, невостребованных талантов, безвременно загубленных жизней, нереализованных целей.
Институты общества
В современном обществе существуют десятки социальных институтов. Ключевыми, с точки зрения организации общества, являются: наследование, власть, собственность, семья.Институциональная структура общества — сложное и разветвленное образование. Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие институты. Например, экономические институты наряду с базовым институтом собственности включают множество особых устойчивых систем отношений — финансовых, производственных, маркетинговых, организационно-управленческих.
В системе политических институтов современного общества, наряду с ведущими институтами власти, выделяются демократические: политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены не основные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), епископата, крещения, исповеди, монашества и т. п.
Внутри социального института родства наряду с основными — семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имянаречения и др.
Социальные институты определяют общество в целом, каждый из них выполняет общественно значимую функцию. Более подробно об этих и других аспектах обществознания вы узнаете в других разделах этого пособия.