Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе движения своих целей. Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям: Производство –создание производственных мощностей, обновление оборудования, обоснование капитальных вложений , маркетинг – изучение рынков сбыта, цен, реклама и т.д. , Финансы сокращение потерь материалов, совершенствование нормирования труда , совершенствование методов учета , Организационная структура - совершенствование структуры управления Персонал – совершенствование мотивации труда работников , Межличностные отношения
Далее проводят анализ его внутреннего состояния во взаимодействии с внешней средой. Одним из наиболее распространенных методов оценки среды является метод СВОТ, который основан на:
· Выявлении преимуществ у сильных сторон фирмы (S)
· Оценке узких мест ( слабостей)в потенциале предприятии (W)
· Установлении возможностей , предоставляемых внешней средой (О)
· Выявления возможных угроз со стороны внешнего окружения (Т)
Потенциальные внутренние сильные стороны: Потенциальные внутренние слабые стороны:
Возможность обслуживания дополнительные Замедление роста рынка вследствие демографической
группы населения ситуации
Расширение диапазона товаров Увеличение продаж заменяющих товаров
Благодушие клиентов Ужесточение конкуренции
Определив количественные характеристики факторов, формулируют проблемы, которые могут возникнуть при каждой комбинации сильных и слабых сторон - угроз и возможностей. Так получают проблемное поле предприятия. Затем проблемы ранжируют по степени значимости. Самая выгодная ситуация для предприятия складывается когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы внешней среды , наложенные на слабые стороны , создают предпосылки кризисной ситуации.