Цена представляет собой денежное выражение соотношения общественной полезности товара и общественных затрат на его производство, то есть цена есть денежное выражение единицы стоимости товара. Цена зависит от многих факторов:, величины затрат, средней нормы прибыли и рентабельности производства, соотношения спроса и предложения на конкретный товар и т.д.
Ценообразование — процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.
Сущность и значение цен проявляется в их функциях, к которым относятся:
• функция сбалансирования спроса и предложения, роль которой заключается в установлении соответствия между объемом производства и величиной спроса на товар (работу, услугу) на рынке;
• измерительная (учетная) — через цены учитывается величина средств, потраченных покупателем на приобретение товара, полученных продавцом доходов; на основании цен определяются показатели деятельности организации, ведется учет затрат и доходов;
• стимулирующая функция выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цен на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска или потребления тех или иных товаров;
• распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении доходов между отраслями экономики, государственными и другими секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Структура цены (издержки производства и обращения; прибыль; налоги и отчисления; оптовые и торговые надбавки и скидки)
Издержки предприятия на производство и реализацию продукции
Прибыль предприятия
Налоги, включаемые в цену
Оптовая надбавка
Торговая надбавка
Полная себестоимость
Отпускная цена предприятия
Оптовая цена сбытовых организаций
Розничная цена торговых предприятий
Виды цен
Экономические признаки классификации
Виды цен
Сфера товарного обращения
На продукцию промышленности
На строительную продукцию
Закупочные на с/х продукцию
Розничные
Тарифы грузового и автомобильного транспорта
Тарифы на услуги населению
Стадия товародвижения
Отпускная цена производителя
Оптовая
Розничная
Степень свободы изготовителя -
государственное регулирование
Свободная рыночная
Договорная
Регулируемая государственными органами
Фиксируемая