Тема. Формирование классической школы политической экономии
Общая характеристика классической школы. Этапы развития
Классическая школа до А.Смита. У.Петти как основатель трудовой теории стоимости
Период: вторая половина ХVII – первая половина XIX вв.
Предшественники: У.Петти, Буагильбер
Основоположники: А.Смит, Д.Рикардо
Последователи: Жан-Батист Сэй, Дж. Ст. Милль, Т.Мальтус
Классическая теория – это фундамент и строительные леса науки.
Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции – КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.
Предпосылки формирования
- с начала 18 в. – процессы индустриализации, в Великобритании, «первой в истории индустриальной нацией» или страной «промышленного переворота». В 1640 г. началась буржуазная революция (Кромвель), в 1688 г. – конст.монархия.
Термин «промышленный переворот» широко принят для обозначения периода британской экономической истории, во время которого в основном осуществилась механизация текстильной промышленности, началось использование усовершенствованных паровых машин и «восторжествовал» фабричный способ производства (приблиз. 1760 – 1830гг).
Таким образом, промышленный переворот – скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактурного производства, основанного на использовании ручного труда, к фабричному, основанному на машинной технике. Промышленный переворот – это мировой процесс, который характеризовался общими закономерностями и одновременно имел свои особенности в отдельных странах. Первой страной промышленного переворота является Англия.
- Перемены в рассматриваемый период происходили не только в промышленной, но также в социальной, интеллектуальной, коммерческой, финансовой, сельскохозяйственной и политической сферах.
- В результате огораживаний возобладала тенденция к укрупнению хозяйств. Коммерциализация сельского хозяйства отражала общий процесс коммерциализации всей нации. Уже в конце 17 в. Англия по объему внешней торговли в пересчете на душу населения опережала все страны кроме Нидерландов.
- развитие финансовой организации. Зарождение английской банковской системы связывают прежде всего с деятельностью ряда лондонских «золотых дел мастеров» (ювелиров), начавших функционировать в качестве банкиров (выписанные ими депозитные квитанции обращались фактически как банкноты) с 1660-х гг. Учреждение Английского банка в 1694г. в качестве утвержденного законом монопольного акционерного банка вынудило частных лондонских банкиров прекратить выпуск банкнот, но они продолжали действовать как депозитные банки.
- в конце 17 – начале 18 вв. появление ряда акционерных компаний, часть из которых получала королевские хартии на монополию. Спекулятивный финансовый бум, связанный с надеждами на быстрое обогащение от колониальной торговли, и последовавший скандальный крах некоторых из этих компаний привели, в 1720г., к законодательному запрету на учреждение акционерных обществ иначе, чем с особого разрешения парламента (дававшегося крайне неохотно). Закон действовал до 1825г., и в результате Англия вступила в «промышленный переворот» с законодательным барьером против корпоративной формы организации бизнеса, принимавшего, следовательно, форму товариществ или простого частного предприятия.
- установление контроля парламента над государственными финансами: это значительно удешевило государственные заимствования и, следовательно, высвободило капитал для частных инвестиций.
Социально-экономические последствия промышленного переворота сводятся к следующему:
- полному господству буржуазии в экономике;
- резкому повышению удельного веса городского населения;
- возникновению новых городов и промышленных центров;
- увеличению удельного веса занятых в промышленности;
- росту интенсивности труда;
- широкому привлечению неквалифицированных рабочих и замены труда мужчин более дешёвым трудом женщин и детей;
- низким уровнем заработной платы.
В развитии классической политической экономии с определенной условностьюможно выделить четыре этапа.
Первый этапохватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в.
Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петтии П. Буагильберпервыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.
Завершила первый этапклассической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половине XVIII в.. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюргов поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.
Второй этапразвития классической политической экономии охватывает период последней трети ХVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита. Его "экономический человек" и "невидимая рука" убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.
Третий этапприходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж.Б. Сэяи Ф. Бастиа,англичан Д. Рикардо, Т. Мальтусаи Н. Сениораи др.
Четвертый этапохватывает вторую половину XIX в., в течение которого Дж.С. Милльи К. Марксобобщили лучшие достижения школы. Эти авторы симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества.
Классическая школа сложилась как единство двух начал:
- Теории производства (богатства), отвергавшей меркантилизм за его переоценку роли торговли. Меркантилисты отмечали только внешние проявления богатства (в торговле и денежном обращении).
- Теории обмена (рынка) развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес практике гос. протекционизма.
Сначала (первый этап) – развивались обе теории вместе.
В рамках классической школы – расхождения (линия Сэя и линия Рикардо).
В ходе маржиналистской революции – размежевание (70-е гг. 19 в.).
Характерные признакиклассической школы:
1. неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.
2. преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.
3. выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию.
4. опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.
5 категория "стоимость" признавалась исходной категорией, от которой происходили другие производные категории.
6. деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашениями между людьми.