В процессе стратегических изменений на предприятиях обычно появляются две основные проблемы, связанные с персоналом. Первая проблема - это индивидуальное и групповое сопротивление нововведениям.
Можно назвать несколько причин, вызывающих такое сопротивление: эгоистический интерес, страх потерять положение, власть, неформальные связи и т.п.; неправильное понимание и недостаток доверия в случаях, когда персонал не обладает необходимой информацией об изменениях или не доверяет тем, кто ее осуществляет; низкий уровень готовности к изменениям из-за негативного отношения к любым изменениям.
Вторая проблема - необходимость контроля в организации, возникающая главным образом потому, что большинство формальных организационных механизмов «спроектированы» для работы в относительно стабильном состоянии, а не в условиях переходного периода и кризиса экономики. В теории стратегического управления разработаны специальные правила, соблюдение которых способствует повышению эффективности изменений.
Анализ «поля сил» заключается в оценке степени влияния сил обоих направлений и модуля результирующей силы. В качестве движущих сил на предприятиях могут выступать культура и ценности, этические стандарты, стиль управления, миссия предприятий, а сдерживающими силами - индивидуальное и групповое сопротивление персонала. Такого рода модель дает возможность учитывать пока еще не проявившиеся (потенциальные) силы, а также позволяет изучить вопрос о трансформации одного рода сил в другой.
На этапе внедрения используются различные процедуры тренинга персонала в зависимости от уровня управления. На индивидуальном уровне - это наставничество и индивидуальные консультации, которые помогают сотрудникам определить цели обучения, изучить новые модели поведения; анализ ролей, планирование карьеры.
На уровне службы и линейного предприятия - это использование «процессного консультирования», которое базируется на предпосылке, что персонал склонен реализовывать скорее свои собственные идеи, чем идеи, поступившие извне; мероприятия по созданию эффективной команды. На уровне хозяйства компании - это межгрупповое конфронтационное совещание, направленное на достижение большего взаимопонимания с помощью обмена информацией, конструктивной критики. На уровне компании - это сбор информации посредством анкетирования, интервью.
Оценкой степени внедрения стратегических изменений на предприятиях является то, в какой степени организация стала «самообучающейся» и удовлетворяет ли она двум условиям:
- первое - неуклонное повышение компетентности персонала посредством непрерывного процесса обучения;
- второе - непрерывное аккумулирование, обработка и применение опыта работы в условиях нестабильности и неопределенности во внешней и внутренней средах.
Это станет возможным, если, воспользоваться технологией кластерного управления (ТКУ). Основой ТКУ, являются лидер организации и его команда. Лидер - это ядро управленческого кластера, структуры, достоинства отдельных элементов которой в рамках всей системы имеют тенденцию к взаимному усилению во времени. Основные принципы ТКУ, касающиеся культуры предприятий:
- руководителями должны быть лидеры, сочетающие формальную и неформальную власть в соотношении 60:40; основная проблема при реализации этого условия - подбор таких людей и их подготовка;
- должен исчезнуть страх подчиненного перед руководителем.
Менеджер должен стать,во-первых, - педагогом, во-вторых, - помощником, в-третьих, - лидером. Быть педагогом - значит личным примером воспитывать подчиненных. Быть помощником – значит обеспечить подчиненных необходимой для работы информацией, участвовать в принятии ими решений, помогать контактировать с другими подразделениями. Быть лидером - значит уметь оперативно принимать адекватные решения в тех случаях, когда подчиненные по объективным причинам оказываются не в состоянии это сделать самостоятельно, например, в кризисных ситуациях, когда подчиненные не готовы брать на себя полную ответственность за самостоятельно принятые решения.
Руководитель предприятия должен постоянно развиваться - т.е. совершенствоваться как профессионал и как личность, а также мотивировать своих подчиненных к аналогичной деятельности.
Основные принципы принятия решений в ТКУ:
- руководитель предприятия должен профессионально владеть навыками процессного консультирования, то есть способностью создавать такие условия, при которых подчиненные учатся самостоятельно принимать эффективные решения и претворять их в практику;
- использование принципа «максимальной прозрачности» - или выход сотрудника на более высокий уровень иерархии, включая своего прямого руководителя, допускается и поощряется в тех случаях, когда это совершенно необходимо; во всех остальных случаях подчиненный должен самостоятельно решать вопросы. Принцип «максимальной прозрачности» является основой системы делегирования полномочий, без которой немыслимо эффективное управление организацией;
- следствием адекватного делегирования полномочий является высвобождение времени руководителей всех уровней, которое они будут тратить на выбор стратегий, профессиональное и личное самосовершенствование.
Основные принципы мотивации в ТКУ:
- система мотивации предусматривает, прежде всего, комплексность, т.е. использование материальных и нематериальных стимулов;
- система материального стимулирования должна иметь максимальную корреляцию с результатами работы служб, предприятий и хозяйств компании;
- коллективы предприятий должны получать определенный процент от приносимой ими прибыли.
В современных условиях на предприятиях промышленности и транспорта при развивающихся рыночных отношениях необходимо искать новые критерии оценки труда персонала. Суть этих изменений - в усилении блока финансово-экономических показателей, в частности, таких, как снижение себестоимости перевозок, снижение кредиторской и дебиторской задолженности, повышение производительности труда. Это не исключает внимания к таким показателям оценки как оборот вагона, проследование пассажирских поездов по графику, коэффициент производительного травматизма и другие.
В основу нового порядка планирования и оценки деятельности линейных предприятий должен быть положен метод целевой прибыли, который применяется при переходе на маркетинговые принципы хозяйственной деятельности. С этой целью вначале прогнозируются доходы от перевозок и вспомогательной деятельности, а также средства, которые можно получить из других источников, а затем рассчитывается предельная сумма затрат: текущие расходы, инвестиции, средства для уплаты налогов и других взносов за счет прибыли с тем, чтобы все планируемые затраты имели реальное покрытие.