Анализ, деятельности российских предприятиях промышленности и транспорта, показывает, что сложившийся порядок принятия и реализации стратегических решений не структурирован и не систематизирован должным образом, а менеджеры плохо ознакомлены с методологией и методикой стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент - одно из ключевых направлений в деятельности компаний. Стратегические решения оказывают существенное влияние на долгосрочное развитие компании, а стратегические ошибки могут привести к непоправимым последствиям. В деятельности предприятий промышленности и транспорта стратегический менеджмент выполняет роль "штабной функции". В этом штабе разрабатываются долгосрочные операции на фронте конкурентной борьбы. В условиях плановой системы конкуренция не имела никакого значения для предприятия. Соответственно никакого серьезного значения не имело и стратегическое планирование. Сейчас ситуация изменилась и выиграть в конкурентной борьбе, не имея качественных стратегических решений, невозможно.
Более того, постепенно формируется новое экономическое мышление, в рамках которого доступ к дешевому сырью, дешевой рабочей силе и современным технологиям не создает конкурентных преимуществ для компании. Все это, включая современные технологии, можно купить на глобальном рынке. Конкурентные преимущества в современных условиях создаются инновациями, способностью компаний к изменениям.
Дисциплина «Стратегический менеджмент» предназначена для того, чтобы убедить студентов экономических и технических специальностей в необходимости построения в первичном звене (фирме, предприятии, организации, компании) - системы стратегического управления с учетом особенностей среды - внутренней и внешней. Другая задача дисциплины - обеспечить студента знаниями в этой области, основными понятиями, логическими связями, информацией о существующих подходах и способах их творческого использования в конкретной ситуации. Наконец, важная задача дисциплины - выработать навыки в решении основных задач стратегического менеджмента.
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент как концепция управления предприятием промышленности и транспорта позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство.
Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического менеджмента достаточно индивидуальна, поэтому его трудно изучать и преподавать.