Конкурентные преимущества структурного характера определяются главным образом высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации в компании, что позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети. В рамках интегрированных структур создаются потенциальные возможности для заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников групп (как горизонтальных, так и вертикальных), в том числе с органами государственной власти. При этом интеграция приобретает следующие формы:
• интеграция назад, чтобы получить во владение или поставить под жесткий контроль поставщиков;
• интеграция вперед с целью внедриться в систему распределения производимой продукции;
• горизонтальная интеграция в результате объединения или усиления взаимодействия фирм, выпускающих однородные товары.
Мощным источником усиления конкурентных позиций компании является использование взаимосвязей между ее различными подразделениями и стратегическими зонами хозяйствования. Явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от раздельного использования тех же ресурсов, называют эффектом «2 + 2 = 5» или синергизмом. В практике это означает, что в определенных условиях две СЗХ, действующие совместно, добьются больших результатов, чем они же, функционирующие автономно. Концепция синергизма изначально представляла собой переход от принципа экономии на масштабах производства в обрабатывающей промышленности к более широкому принципу стратегической экономии на масштабах деятельности, источником которой является взаимная поддержка различных СЗХ.
Источником синергизма может быть:
• использование одних и тех же производственных мощностей, общей технологической базы, общих запасов сырья;
• координация усилий в таких видах деятельности, как закупка оборудования, внедрение новых технологий, управление человеческими ресурсами;
• централизация управления отдельными видами деятельности на различных уровнях (напримеро,
использование результатов деятельности отдела исследований и разработок различными СЗХ, совместно использование маркетинговых возможностей и т.п.).
Кроме того, к конкурентным преимуществам структурного характера относятся возможности быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, оттесняющей реальных и потенциальных конкурентов.
Общегосударственное планирование (планирование на макроуровне).
План – важнейшая (основная, общая) ф-ия менеджмента. План – это:
1. цели
2. средства и методы их достижений
3. ресурсы достижения
4. контроль за реализацией
Общегосударственное планирование в условиях рыночной эк-ки . виды планов:
•общегос план эк и соц развития (5-7 лет)
•общегосударственные отраслевые планы (военная, металлургическая, судостроение,
автомобилестроение, самолетостроение)
•целевые программы
•региональные планы
•долгосрочные планы – прогнозы (перспективы развития)
Особенности:
•индикативный (рекомендательный) характер
•основы для планирования работ компании
•обеспечивает общехозяйственные интересы
Госбюджет (краткосрочный финансовый план развития страны) – директивный хар-р.
Планирование на уровне фирмы (планирование на микроуровне).
Внутрифирменный план (сводный план развития фирмы) подразделяется на функциональные планы подразделений. Он состоит из:
5. организационный план (оптимизация организационной структуры фирмы, определяет деятельность административного аппарата, должности и обязанности сотрудников, этот план должен приспособить структуру организации к выполнению определенных целей)
6. кадровый план (план рабочей силы)
7. товарный план
8. план капитального строительства
9. план эксплуатации оборудования
10. план материально-технического снабжения и производственных запасов (план закупок)
11. маркетинговый план (сбыта)
12. инвестиционный
13. финансовый (план прибыли) указывает объем инвестиций в строительство заводов, закупку оборудования, создание производственных запасов, источники финансирования, порядок осуществления финансового контроля, подсчет амортизационных отчислений)
• организационный план, предполагающий оптимизацию организационной структуры фирмы и определяющий деятельность административного аппарата, должности и обязанности его сотрудников. Этот раздел имеет цель приспособить работу аппарата, структуру организации к выполнению задач всего сводного плана;
• план рабочей силы, определяющий, сколько и каких специалистов, рабочих и служащих требуется для организации оптимального предпринимательского процесса, указывающий нормативы, рабочего времени в будущем и формы подготовки и повышения квалификации персонала фирмы. Данный раздел особое внимание уделяет вопросу расстановки кадров, кадровой политике и организационному построению функциональных служб;
• товарный план, или план ассортимента выпускаемой продукции, указывающий направления разработок новых товаров и меры внедрения их на рынок, объемы увеличения продукции, пользующейся повышенным спросом, оптимизацию товарной номенклатуры фирмы;
• план капитальногостроительства, определяющий потребность в строительстве новых
производственных объектов и модернизации старых мощностей, уточняющий сферу деятельности фирмы, число предприятий и их производственные мощности и размещение;
•план эксплуатации оборудования, дающий анализ существующих методов производства, характеристику используемого оборудования, оценку степени загрузки производственных мощностей и определяющий направления технической политики фирмы;
• план материального снабжения и производственных запасов, позволяющий решить проблему оптимизации механизма поступления на фирму сырья, инструментов, полуфабрикатов, отдельных деталей, а также их запасов. Для фирм с резко ограниченными условиями складирования основной вопрос данного раздела плана заключается в обеспечении бесперебойного снабжения по методу «точно вовремя» и распределения заказов между фирмами-поставщиками; этот план также носит название плана закупок и в основном определяет логистику закупок, производства и сбыта;
• план прибыли, или финансовый план* указывающий объемы инвестиций в строительство заводов, закупку оборудования, создание производственных запасов материалов и стратегических запасов сырья, затраты на проведение организационных преобразований, а также определяющий источники финансирования, включая кредиты и т.д. Этот раздел плана формулирует порядок осуществления и содержание финансового контроля, механизм подсчета амортизационных отчислений и дает анализ расходной и доходной частей сводного финансового баланса фирмы;
• план сбыта продукции(иногда может носить название «план маркетинга»), включающий основные направления политики реализации товаров и услуг фирмы, определяющий соотношение между спросом и предложением, между издержками производства и выручкой от реализации продукции, фиксирующий потенциальные возможности сбыта ее новых видов, рассчитывающий максимальные объемы расширения продаж. 30. Классификация планов и их виды.
План – важнейшая (основная, общая) ф-ия менеджмента. План – это: цели, средства и методы их достижений, ресурсы достижения, контроль за реализацией. Процесс планирования: Сканирование среды (SWAT - анализ), Разработка плана, Реализация плана.