4. Конкурентные преимущества, связанные с инфраструктурой рынкавозникают в результате: 1.развития средств коммуникации( транспорт и связь). Например, в России проблемы транспорта ведут к локализации отдельных рынков и неравномерному развитию отдельных регионов. 2.организованность и открытость рынка труда, капитала и технологий, 3. развитие дистрибьюторской сети (розничная, оптовая, фьючерсная торговля), служб по оказанию услуг предприятиям (информационные, консультации, лизинг), 4.развитие межфирменной кооперации.
5. Конкурентные преимущества технологического характера.Их определяет уровень развития науки и техники в отрасли, технологические особенности сырья и материалов, машин и оборудования, продукции и т.д.
6. Конкурентные преимущества, связанные с уровнем информационного обеспечения.Основаны на наличии большого банка данных о продавцах, покупателях, рынке и вообще внешней среде.
7. Конкурентные преимущества, основанные на географических факторахсвязаны с выгодным географическим расположением предприятия и возможностью экономического преодоления географических границ рынков (национальных, региональных, локальных). Географическим барьером для перемещения товаров может быть: недоступность транспортных средств, большие дополнительные издержки на пересечение границ, потеря уровня качества и потребительских свойств товара в процессе транспортировки
8. конкурентные преимущества, основанные на демографических факторахформируются в результате демографических изменений: увеличение численности целевой группы, его половозрастного состава, миграция, изменения в уровне образования.
9. Конкурентные преимущества, достигаемые в результате противоправных действий:
1. недобросовестная конкуренция: это заключение любых соглашений, которые 1) прямо или косвенно фиксируют цены продаж или покупок, торговые условия, 2) ограничивают или контролируют производство, инвестиции, технологии и рынки, 3) делят рынки и источники снабжения, 4) применяют к одинаковым сделкам разные условия и ставят партнера в невыгодное положение, 5) заключают контракт только в случае выполнения партнером определенных обязательств, которые не имеют отношения к контракту.
2 недобросовестное выполнение своих обязанностей органами власти: волокита, коррупция, бюрократизм. Между органами и отдельными предприятиями складываются неформальные отношения, и эти предприятия могут лоббировать принятие каких-либо законов против конкурентов.
3. криминальные действия: рэкет, контрабанда, контроль ранка криминалом.
Еще один дополнительный критерий – инициатор, которым являются различные факторы и субъекты: конъюнктура рынка, государственная политика, деятельность конкурентов, технологические инновации и т.д.