русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Оценка конкурентоспособности товара


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1930; Нарушение авторских прав


По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получе-ния прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной осно-вой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максими-зацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара. К основным факторам этой оценки сле-дует отнести:

- экономический потенциал и темпы роста экономики;

- уровень развития науки и техники;

- участие в международном разделении труда;

- динамичность и емкость внутреннего рынка;

- социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию;

- гибкость финансовой системы;

- государственное регулирование экономики;

- обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации трудовых ресурсов.

Главными условиями повышения конкурентоспособности товаров в этих странах яв-ляются: оценка глобальной структуры как внутреннего, так и мирового спроса; точный вы-бор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям и тенденци-ям разделения труда; умение избегать острой и бессмысленной конкуренции; мобильное и оперативное умение переключаться на изготовление новых товаров и освоение новых рынков.

Искусство конкуренции сегодня в большей мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.

В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия или фирмы ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчи-вого финансового потенциала собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжи-ниринговые, консалтинговые, технического обслуживания, услуги транспорта, связи, по-среднические и другие; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опыт-ными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной ин-формации.



Выпуская конкурентоспособные товары, производитель обеспечивает для себя проч-ное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров используются наряду с ценовыми методами и неценовые.

Как было отмечено ранее, ценовые методы строятся на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цен без измене-


ния ассортимента и качества продукции. Снижая цену, можно захватить отдельные сегменты рынка.

Есть понятие и скрытой ценовой конкуренции. Ее используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести: сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке, обслуживанию и т.д.

Под влиянием научно-технической революции рыночный успех новых товаров, в от-личие от традиционных, может достигаться и при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае, меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товаров (качество, новизна, надежность, дизайн и т. п.). Это относится к возрастающей концепции роли нецено-вых форм конкуренции.

Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей ка-чественно новых свойств; создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложения продукции, не существовавшей раньше, обновление свойств товара, являю-щихся символом моды, престижа; совершенствование комплекса услуг, сопутствующих то-вару (демонстрация товара, предложение комплекса сопутствующих дополнительных услуг и (или) товаров; увеличение срока гарантийного ремонта и т.д.).

К факторам неценовой межфирменной конкуренции относят также выпуск наукоем-кой продукции, перемещение капиталов в эти отрасли. Так, продукцию машиностроения от-носят к наукоемкой, если доля расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) составляет 5% и более к объему продаж. Исходя из этого к науко-емкой относят продукцию электронно-вычислительной техники, оборудование связи; кон-трольно-измерительные электронные и электрические приборы, рентгеновское и радиологи-ческое оборудование, интегральные схемы и дискретные полупроводниковые приборы, ядерные реакторы и др. Однако не следует сбрасывать со счета, что в ведущих странах мира, наряду с увеличением экспорта наукоемкой продукции до уровня 30%, внимание фирм пе-реместилось на повышение научно-технического уровня традиционного оборудования пред-приятий химической, металлургической, электроэнергетической, текстильной, пищевой, обувной, полиграфической и других отраслей.

Важным фактором неценовой конкуренции являются экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции задан-ного качества в обозначенные договорными (контрактными) условиями место и время с уче-том минимальных совокупных затрат по вывозу продукции. При этом продавец обладает возможностью, применяя новейшую погрузочно-разгрузочную технику и мобильные транс-портные средства, получать повышенную прибыль. Но отечественные предприниматели, к сожалению, часто по доставке товаров и оказанию услуг не укладываются в короткие сроки, не могут грамотно и быстро заключать договора и контракты и соблюдать их условия.

Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса, которые регламентируются государственным законода-тельством (транспортные уставы, тарифы, порядок формирования наценок на услуги).

Необходимо помнить, что параметры неценовой конкуренции, как правило, форми-руются в соответствии с международными и национальными стандартами по качеству изго-товления и упаковки товара, удобству его эксплуатации и потребления, качеству обучения персонала, дизайну и многих других параметров удовлетворения запросов потребителей

Абсолютных лидеров в конкурентоспособности товаров нет и не может быть, так же как и невозможно выделить какой-либо определяющий параметр оценки конкурентоспособ-ности товара. Известно, что потребитель из двух однородных товаров, как правило, выберет тот, что дешевле, а при одинаковой цене - тот, чьи потребительские свойства выше. В борьбе за конкурентоспособность товара изготовитель всегда должен помнить эти правила и руко-водствоваться ими.

В целом же оценка конкурентоспособности товара включает в себя изучение рынка, конкурентов, потребностей покупателей и параметров оценки товара.


В мировой практике количественная оценка конкурентоспособности товара складыва-ется их трех этапов:

- анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара;

- определение набора сравниваемых параметров двух товаров;

- расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.

Выбор товара-образца.Это один из наиболее ответственных моментов анализа кон-курентоспособности товара. Ошибка на данном этапе может привести к искажению резуль-татов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе, что и анализируемое из-делие; быть наиболее представительным для данного рынка, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом фактора времени и быстро меняющейся ры-ночной обстановки.

Определение набора сравниваемых параметров.При этом сравниваются парамет-ры, характеризующие потребительские свойства товара (его потребительскую стоимость), и параметры, выражающие его экономические свойства (стоимость).

Потребительские свойства товара, из которых складывается его полезный эффект, оп-ределяются набором «жестких» и «мягких» потребительских параметров.

«Жесткие параметры» описывают важнейшие функции товара и связанные с ним характеристики, заданные конструкторскими принципами изделия. Они имеют определен-ную величину, выраженную в тех или иных единицах (например, мощность, размер, темпе-ратура и т.д.). Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются техни-ческие, которые в свою очередь подразделяются на параметры назначения (классифика-ционные, технической эффективности, конструктивные), эргономические, а также парамет-ры соответствия национальным и международным стандартам, нормативам, законодатель-ным актам и т.д. – все это регламентируемые параметры.

«Мягкие параметры» характеризуют эстетические свойства товара, т.е. являются вы-ражением дизайна, упаковки, цвета и придают товарам особую привлекательность. В по-следнее время на отечественных рынках значение «мягких» параметров заметно возрастает и не только для товаров массового спроса, но и производственного значения. «Мягкие» пара-метры, как правило, не имеют естественной физической меры и трудно поддаются количест-венной оценке.

Определение набора потребительских параметров составляет основу анализа конку-рентоспособности товара. При анализе всех параметров на первый план выдвигают те, кото-рые имеют наибольшую значимость для потребителей. Определение значения каждого пара-метра осуществляется группой экспертов, располагающих достаточным объемом надежной рыночной информации. Этот подход не исключает тщательного исследования и второсте-пенных параметров, которые в конкурентном состязании могут играть решающую роль. Цель такого подхода к исследованию – максимальное удовлетворение потребителей.

Возможна оценка на базе органолептических методов,построенных на субъектив-ном восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражения результата воспри-ятия в цифровой (балльной) форме.

Полезной может оказаться также оценка изделия не столько по его непосредственному восприятию, сколько на основе опыта маркетинговой деятельности на рынке, на основе ин-туитивного определения роли того или иного свойства в удовлетворении потребностей по-купателей. Этот метод называют квалиметрическим, так как он основан на соизмерении раз-личных свойств изделия. С учетом совокупности всех мнений строится количественная оценка «мягкого» параметра.

По аналогичной схеме определяют набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления.

Величины экономических параметров (размер издержек) определяются: ценой изде-лия (С1), расходами на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налоги (С8), страховые взно-


сы (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления - С, т.е. объем средств, нужных потребителю в течение всего срока службы товара:

С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9 + … + Сm,

где слагаемые экономические параметры индивидуальны для каждого товара. Как правило, сумма затрат на эксплуатацию изделия нередко значительно превосхо-дит покупную цену.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара.Этот расчет ос-нован на сравнении параметров данного товара с параметрами существующего или разраба-тываемого товара, наиболее полно отражающего потребности покупателей.

Образец для сравнительного анализа выбирается на основе информации, полученной в результате рыночных исследований о характере требований покупателей, как прямой - в ре-зультате целенаправленного сбора сведений, так и косвенной - с учетом данных о размерах сбыта и долей на рынке наиболее конкурентоспособных товаров.

Для оценки соотношения параметров рассматриваемого изделия и параметров образца находят процентное отношение степени соответствия данного изделия параметрам эталона.

Конкурентоспособность товара повышают постоянно, добиваясь максимального соот-ветствия его потребительских и стоимостных характеристик существующим и особенно про-гнозируемым запросам покупателей.

На основе выявления рыночных изменений конъюнктуры анализируемого товара про-изводится отбор тех групп товаров, которые в большей мере соответствует запросам потре-бителей. Далее изучаются прогнозы появления новых товаров конкурентов. При этом выде-ляются те новинки, вероятность успешной продажи которых очевидна и которые вызовут жестокое соперничество между конкурентами. После этого формируются технические тре-бования к параметрам товаров. В заключение составляются оценочные таблицы соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без которых невозможен вы-пуск нового товара.

В конечном итоге выбор варианта определят ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в области технологии, материального обеспечения и коммуникаций. Правильно выбранный вариант повышения конкурентоспособности товара позволит в мак-симальной степени избежать бессмысленных потерь, а полученные итоги по анализу этого широкого спектра параметров позволят сформулировать программу целенаправленного из-менения в производственной, финансово-экономической и сбытовой работе промышленной фирмы для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА | Пути повышения конкурентоспособности товаров


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.009 сек.