Стратегические ресурсы – это средства достижения цели или решения стратегических вопросов.
Традиционные ресурсы:
- технические (производственные мощности);
- технологические (способ исполнения);
- кадровые;
- пространственные (размещение фирмы);
- информационные ресурсы;
- финансовые ресурсы;
- организационная структура предприятия.
Стратегические ресурсы – это возможность использования традиционных ресурсов с целью решения стратегических вопросов.
Стратегические ресурсы делятся на позволяющие фирме адекватно реагировать на из-менения внешней среды и позволяющие фирме расширять и совершенствовать свои внут-ренние предельные возможности.
Основные стратегические ресурсы:
1. Способность компании проводить макроэкономический анализ ситуации в необхо-димых масштабах.
2. Способность компании своевременно обнаруживать актуальные нужды, потребно-сти, запросы потенциальных покупателей (маркетинговые исследования).
3. Способность фирмы проводить анализ экономической конъюнктуры рынков това-ров и услуг.
4. Способность проведения анализа конъюнктуры рынков факторов производства.
5. Способность анализировать деятельность групп стратегического влияния.
6. Способность компании выдвигать конкурентоспособные идеи в области конструи-рования, технологии и т. д.
7. Способность компании реализовывать конкурентоспособные идеи в сфере своего функционирования.
8. Способность компании обеспечивать свою независимость от изменения конъюнк-туры рынка.
9. Способность фирмы поддерживать свой конкурентный статус за счет управления стратегическими зонами хозяйствования.
Факторы, связанные с внутренним потенциалом фирмы отражают:
1. Способность фирмы обеспечивать внутреннюю гибкость организации за счет ос-нащения производственного процесса адаптивными средствами технического и технологи-ческого оснащения.
2. Способность фирмы обеспечивать внутреннюю гибкость за счет использования эффективных технологий.
3. Способность обеспечить внутреннюю гибкость организации за счет соответст-вующего изменения кадрового потенциала.
4. Способность компании осуществлять изменения плановых решений адекватно из-менениям целей.
5. Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуе-мый для захвата лидерства в обслуживаемых или перспективных сегментах рынка.
6. Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в объемах, соответствующих по-тенциальному спросу на соответствующем сегменте рынка с учетом нынешнего положения фирмы и потенциальной доли захвата рынка.
7. Способность обеспечить высшую эффективность функционирования за счет ра-ционального использования инвестиционных возможностей.
8. Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы.
Процесс стратегического планирования
Этапы стратегического планирования:
1. Диагностика. На этом этапе определяется нынешнее состояние организации, со-стояние внешней среды, цели стратегического развития, устанавливаемые приоритеты в раз-витии, определенные методы планирования.
2. Дирекционный этап – посвящен пути достижения заданной цели.
Выбор стратегии: разработка альтернатив, оценка, выбор одной альтернативы, которая будет реализовываться. Регулирование конфликтов, связанных со стратегией разработки стратегического плана.
3. Реализация самой стратегии и контроль (создание стратегической программы, опе- рационные планы, ситуационные планы и контроль за выполнением).
Традиционная схема для реализации данного алгоритма основана на том, что компа-ния имеет большие возможности для влияния на свой будущий курс.
Достоинства стратегического планирования как формы управления:
1. Служит способом формирования идеологии.
2. Служит механизмом для адаптации к внешней среде.
3. Контроль.
Дополнительно к указанным достоинствам:
4. Улучшение процесса принятия решений в организации, совершенствование управ-ления.
5. Улучшение результатов функционирования организации.
6. Долгосрочное размещение ресурсов.
7. Механизм идентификации возможностей фирм.
8. Способ координации в деятельности отдельного подразделения, регулирование конфликтов.
9. Способ установления целей фирмы.
10. Способ критического анализа деятельности фирмы.
11. Способ повышения квалификации управляющего персонала.
Проблемы, которые создает стратегическое планирование для организации, следующие:
- точную картину будущего дать невозможно, поэтому главное – определение на-правлений деятельности организации;
- субъективизм стратегического планирования – нет общих правил;
- для данного процесса требуется большое количество ресурсов, в том числе ресур-сов времени;
- реализация стратегии требует проведения изменений в организации;
- усиление бюрократизации в управлении.
Контрольные (тестовые) вопросы
На основании изложенного напрашивается вывод: при всех достоинствах стратегиче-ского управления эта форма не обладает универсальностью в управлении.
Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да – нет
1. Стратегическое планирование – это разработка философии деятельности фирмы на долгосрочный период.
2. Стратегия планирования – одна из функций управления.
3. В стратегическом планировании не рассматривается философия деятельности фирмы.
4. Маркетинг определяет цели деятельности фирмы, а стратегическое планирование обеспечивает достижение этих целей.
5. Предпосылки стратегического планирования:
- наличие крупного бизнеса;
- общая тенденция демократизации управления;
- усиление роли информации как фактора деятельности фирм;