1. Гелбрейт. Управленческая теория фирмы: максимизация прибыли не может быть
главной целью фирмы, так как в результате разделения собственного капитала возникает
разрыв между интересами акционеров и управляющих, как распорядителей.
Цели менеджера:
- максимизация продаж;
- стабилизация положения;
- перспективы карьеры (материальные атрибуты). Цели менеджера противоречат максимизации прибыли.
2. Герберт Саймон. Организационная теория фирмы:
Фирме не максимизирует прибыль, так как она должна удовлетворять интересы всех входящих в нее групп.
Потребители рассматриваются как элемент фирмы. Фирма реагирует только на ухуд-шение результатов своей деятельности и не меняет своих целей, если результаты оптималь-ны и выше.
Несовершенство информации мешает увеличивать прибыль.
3. Модель Баумола: целью компании должна быть максимизация продаж, но не при-были. Это соответствует интересам самой фирмы и ее управляющих. Максимизация продаж – средство конкурентной борьбы. Для управленцев лучше управлять крупной компанией, чем мелкой.
4. Оливер Уильямсон: главное влияние на деятельность оказывают менеджеры. Ме-неджер стремится максимизировать полезность, получаемую от своего собственного поло-жения при минимизации прибыли.
Полезность:
- максимальное положение;
- право принимать решения о дискретных инвестициях. Дискретная инвестиция – капитальные вложения, которые не связаны с заменой существующих фондов (расширение деятельности).
5. Модель Сайерта – Марча: фирме – коалиция акционеров, менеджеров, работников,
потребителей и др. представителей внешней среды. Каждый элемент имеет свои цели и для
того, чтобы двигаться в одном направлении, каждый должен идти на компромисс. Поэтому
каждый получает результаты меньше, чем рассчитывает получить.
Вывод: целевая функция фирм должна обязательно учитывать интересы различных участников фирмы; с другой стороны, целевая функция должна быть связана с рынком в це-лом (социально-экономические параметры).