Анализ внешних факторов(External analysis) - анализ внешней среды, в которой фирма существует, для определения возможностей и угроз.
Анализ отрасли (Industry analysis) - часть стратегического анализа, необходимого для лучшего понимания микроэкономических факторов.
Анализ среды (Environmental analysis) - анализ внутренних и внешних макроэкономических и микроэкономических показателей; то же, что и стратегический анализ.
Анализ ценностной цепочки(Value chain analysis) - основной инструмент для идентификации потенциальных источников возрастания ценности товара (услуги). Каждая фирма рассматривается как совокупность видов деятельности (прямых и косвенных), которые выполняются для того, чтобы сконструировать, произвести, вывести на рынок, доставить и поставить ее товар (услугу).
Барьеры проникновения на рынок(Entry barriers) - барьеры, которые необходимо преодолеть для вхождения на рынок. К ним относятся стоимость капитала, юридические препоны, доступ к каналам распределения и ресурсным каналам, затраты на обеспечение конкурентоспособности (особенно отсутствие эффекта от масштаба) и т.п.
Бенчмаркинг(Benchmarking) - внутрифирменная тотально-конкурентная стандартизация качества; процесс, с помощью которого компания непрерывно осуществляет самооценку и сравнивает себя с лидерами бизнеса во всем мире.
Вертикальная интеграция(Vertical integration) - слияние или поглощение поставщика или потребителя. Различают вертикальную нисходящую интеграцию (слияние или поглощение поставщика) и вертикальную восходящую интеграцию (слияние или поглощение потребителя).
Внешний рост (External growth) - укрупнение компаний за счет слияний или поглощений,
Внутренний анализ(Internal analysis) - наряду с внешним анализом является частью стратегического анализа, направленного на выявление сильных и слабых сторон компании.
Внутренний рост(Internal growth) - укрупнение компании за счет внутренних резервов без слияний и поглощений, за счет реинвестирования сохраненной прибыли предыдущих лет втот же бизнес.
Враждебное поглощение(Hostile takeover) - поглощение компании, которое не поддерживается советом директоров поглощаемой компании (компании-мишени).
Выбор стратегии(Selection of strategy) - второй этап в общем стратегическом процессе, на котором информация, полученная в результате стратегического анализа, используется для оценки вариантов и выбора наиболее подходящего.
Генерическая (родовая) стратегия компании(Generic strategy) - позиция компании в зависимости от выбранной стратегии. Предполагается, что успех компании зависит либо от низкой затратности на единицу продукции, либо от дифференциации.
Глобализация(Globalization) - наиболее экстенсивный этап развития организации, при котором интересы компании простираются по всему миру. Стратегия в данном случае вырабатывается исходя из требований потребителя в различных странах и местных культурах.
Горизонтальная интеграция(Horizontal integration) - слияние или поглощение конкурента.
Диверсификация(Diversification) - рост компании за счет производства новых товаров для новых рынков.
Дифференцирование (в рамках родовой стратегии)(Differentiation (in generic strategy framework)) - подход, при котором высокие результаты деятельности компании обеспечиваются за счет не снижения цены товара, а каких-то отличительных его характеристик, за который рынок готов платить более высокую цену.
Добавленная стоимость(Added value) - разность между полной стоимостью товара и текущей рыночной стоимостью. Одной из стратегических целей является высокая добавленная стоимость. Она обычно выражается как прибыльность.
Заинтересованное лицо(Stakeholder) - человек или группа лиц, которые могут влиять на деятельность компании или сами зависят от нее.
Интеграция(Integration) - объединение за счет слияний и поглощений.
Интеллектуальные ресурсы(Intellectual resources) - см. Нематериальные ресурсы.
Интернационализация(Internationalization) - рост компании за пределы национальных границ. Достигается за счет стратегий выхода на рынок (экспорт, прямые инвестиции, совместные предприятия).
Капитал(Capital) - финансы, инвестируемые в бизнес с целью получения прибыли. Используется для закупки других ресурсов с целью обеспечения деятельности компании.
Качество (Quality) - обычно определяется как «соответствие поставленной цели».
Компетенции(Competences) - способности, умения организации, позволяющие ей конкурировать и выживать в данной отрасли. Помимо осязаемых элементов (например, материальная ресурсная база), к компетенциям относятся также неосязаемые факторы (ноу-хау, связи и т.п.).
Конкурентное позиционирование(Competitive positioning (school of thought) - подход кбизнес-стратегии, утверждающий, что успех организации в реализации стратегии зависит от позиционирования компании в бизнес-среде. Является альтернативным подходу, доказывающему, что успех зиждется на ресурсной базе.
Конкурентное преимущество (Competitive advantage)) - способность организации опережать своих конкурентов. Может быть выражено в следующих показателях: сверхприбыль, увеличение рыночной доли или другие факторы, определяющие деятельность компании.
Лидерство по издержкам (в рамках родовой стратегии)(Cost leadership (in generic strategy framework)) - подход, при котором эффективность деятельности компании обусловлена низкой затратностью на единицу продукции по сравнению со средними показателями в этой отрасли. Акцент делается на масштабное производство типовых товаров.
Матрица Бостонской консалтинговой группы(BCG matrix - Boston Consulting Group matrix) - классификация продуктов и фирм на основе маркетинговой доли и маркетингового роста. Схема, используемая для рационализации и лучшего понимания портфеля продукции компании. Она делит всю продукцию в соответствии с той долей, которую компании занимают на рынке, и с учетом уровня маркетингового роста. Четыре категории продукции делятся в соответствии с этой схемой на «звезды» (высокая рыночная доля на быстро растущем рынке), «дойные коровы» (высокая рыночная доля на медленно растущем рынке), «проблемные (трудные) дети» (низкая рыночная доля на быстро растущем рынке) и «собаки» (низкая рыночная доля на медленно растущем рынке).
Микроокружение(Near environment) - см. Микросреда.
Микросреда(Microenvironment) - ближайшее окружение компании, влияющее на нее непосредственно. Обычно сюда относят конкурентов, поставщиков и потребителей.
Нематериальные ресурсы(Intangible resources) - интеллектуальные ресурсы, не являющиеся материальными ресурсами, но играющие очень важную роль. Включают патенты, юридические разрешения, лицензии, зарегистрированные логотипы, дизайн, бренды и т.д.
Неродственная (несвязанная) диверсификация(Unrelated diversification) - внешний рост за счет развития новых товаров или развития новых рынков. Несвязанная диверсификация предполагает, что новые товары или рынки не имеют ничего общего с существующими товарами или рынками, поэтому риск диверсификации увеличивается, однако выгоды в данном случае максимальны.
Неэффективное производство(Waste) - все, что не добавляет стоимости в деятельности компании (неэффективность машин, плохое качество и т.д.).
Оперативные (тактические) цели(Operational objectives) - краткосрочные (в отличие от стратегических) цели. Основная их задача - помочь в достижении целей более высокого стратегического уровня.
Отличительная способность(Distinctive capability) - см. Стержневые компетенции.
Парадигма(Paradigm) - система взглядов фирмы или человека, определяющая культуру и поведение компании.
Планируемая стратегия(Planned strategies) - см. Преднамеренная стратегия.
Поглощение(Acquisition) - покупка всех акций одного предприятия другим. Поглощенный бизнес становится дочерней компанией поглощающей компании.
Подход на основе учета ресурсной базы(Resource-based approach) - метод оценки конкурентоспособности компании, основанный на анализе того, как компания получает и размещает ресурсы.
Позиция различных заинтересованных лиц(Stakeholder theory) - теория, согласно которой на цели компании влияют все лица, заинтересованные в данном бизнесе. Наряду с акционерами это могут быть директора, менеджеры, другие наемные работники, потребители, субподрядчики и даже простые жители - в случае, если деятельность фирмы оказывает влияние на окружающую среду.
Позиция собственника(Stockholder position) -теория, согласно которой при определении целей компаний должны быть соблюдены интересы прежде всего акционеров. На практике целью становится получение максимальной прибыли.
Портфельный анализ(Portfolio) - техника, посредством которой организация индивидуально оценивает и позиционирует каждую стратегическую бизнес-единицу и/или товар, старается сделать организацию менее уязвимой к неудачам и рискам, связанным с товаром или каким-то сегментом рынка, и способной быстро использовать предоставляемые возможности.
Преднамеренная стратегия(Deliberate strategy) - стратегия, которая планирует и обсчитывает каждый этап от начала до конца.
Программное заявление(Mission statements) - формальный документ, определяющий стратегические цели компании.
Продукт(Product) -товар, которыйявляется конечным продуктом компании, предназначенным для рыночного потребителя.
Продукты-заменители (Substitute products) - товары, которые имеют идентичные или сходные характеристики с товарами фирмы. Товары-заменители могут быть прямые (из того же материала и с теми же характеристиками) и косвенные (с теми же характеристиками, но из другого материала).
Промышленность (отрасль)(Industry) - группа производителей товаров-заменителей (субститутов), конкурирующих между собой за ресурсы и рынок.
Пятифакторный отраслевой анализ (модель Портера)(Five forces analysis) - концепция деятельности компании с учетом микроэкономических факторов. Используется также для объяснения структуры отрасли и позиции конкурентов в ней.
Разукрупнение бизнеса(Demerger) - отсоединение части компании (обычно дочерней), которая становится самостоятельной компанией и продает свои акции на фондовом рынке.
Реализация (воплощение) стратегии(Implementation) - часть стратегического процесса, предполагающего осуществление выбранной стратегии. Включает проведение необходимых изменений, реструктурирование ресурсной базы.
Ресурсы (Resources) - основные вводимые ресурсы, позволяющие компании нормально функционировать. Существуют 4 вида ресурсов: материальные (физические) (основные фонды, земля, строения, и т.п.), финансовые, человеческие и интеллектуальные.
Родственная (связанная) диверсификация(Related diversification) - внешний рост за счет развития новых товаров для новых рынков. При данном виде диверсификации предполагается, что новый товар или новые рынки должны иметь что-то общее с уже существующими товарами или рынками, чтобы уменьшить риск диверсификации. Противоположный вид диверсификации - неродственная (несвязанная) диверсификация.
Рынок(Market) - потребители, для которых фирма или отрасль производит свою продукцию. Может также означать часть общего рынка, на котором торгуют индивидуалы. Словом «рынок» обозначают также место, где встречаются продавцы и покупатели.
Рыночная доля(Market share) - отношение объема поставляемого на рынок товара к общему объему рынка, выражается в процентах. Может быть определена
в единицах стоимости или объема. ■
Сегментация рынка(Market segmentation) - разделение всего рынка на несколько частей (сегментов), каждая из которых обслуживает определенного потребителя. Рынки сегментируются путем использования разных технологий деления рынка.
Сильные стороны компании(Strengths) - внутренние положительные качества, которые помогают компании конкурировать в своей стратегической группе или отрасли.
Синергизм(Synergy) -эффект, который наблюдается при укрупнении компаний, когда общий результат больше, чем сумма отдельных частей. Иногда выражается формулой 2 + 2 = 5.
Слабые стороны компании(Weaknesses) - отрицательные характеристики компании в своей стратегической группе или отрасли.
Слияния(Mergers) - один из способов внешнего роста компании путем объединения двух обычно равных по размеру компаний, в результате образуется одна большая компания.
Совместные предприятия(Joint ventures) - объединение двух или нескольких компаний обычно на короткий срок или один проект. Могут быть в форме консорциумов.
Сотрудничество(Collaboration) - совместная работа компаний для достижения стратегических целей обеих организаций.
Стержневые компетенции(Core competences) - ключевые способности, умения, являющиеся основной причиной преимуществ в конкурентной борьбе.
Стратегические альянсы(Strategic alliances) - объединение обычно двух компаний для реализации взаимовыгодных стратегических целей.
Стратегические варианты(Strategic options) - часть второго этапа стратегического процесса (оценка и отбор), т. е. варианты, которые определены как будущая перспектива.
Стратегические группы(Strategic groups) - группы, которые формируются в пределах отрасли для конкурентной борьбы за потребителей или необходимые ресурсы. Члены стратегической группы постоянно осуществляют мониторинг деятельности компаний-конкурентов, что является существенной частью стратегического анализа.
Стратегические цели(Strategic objectives) - в отличие от тактических, являются главными целями организации. Они касаются всей организации, конечного продукта, объема рынков и более растянуты по времени по сравнению с тактическими целями.
Стратегический анализ(Strategic analysis) - первый этап стратегического процесса. Его целью является сбор информации о внутренней и внешней среде фирмы для оценки вариантов при определении стратегических целей.
Стратегический процесс(Strategic process) - определение стратегии как процесса, который делится на 3 этапа: стратегический анализ, стратегическая оценка и стратегическая реализация.
Стратегия(Strategy) - существует ряд определений понятия «стратегия», лучшим из которых, возможно, является определение Минцберга, основанное на признании 5 факторов («5 П» Минцберга): plan - план, ploy - прием, perspective -перспектива, pattern behavior - поведенческий принцип, position in respect to others - отношение (позиция) по отношению к другим.
Стратегия фокусирования (в рамках родовой стратегии)(Focus strategy (in generic strategy framework) - конкурентное преимущество, которое достигается за счет обслуживания одного (или немногих) рыночного сегмента.
Структура организации(Structure) - термин, который используется для описания
организационной структуры. В стратегии, когда говорят о структуре, обычно оперируют терминами «высота», «ширина», «сложность» компании и «степень ее децентрализации», хотя подобное утверждение небесспорно.
«Точно вовремя»(Just in time) - операционная философия, направленная на производство товаров без потерь и на то, чтобы добиться уменьшения расходов на складирование готовой продукции.
Факторы производства(Factors of production) - ресурсы, необходимые для деятельности компании.
Франчайзинг(Franchising) - выдача компанией документа (франшизы) на производство или продажу товара под ее маркой.
Цели стратегического уровня(Objectives) - конечный результат, которого компания старается достичь.
Человеческие ресурсы(Human resource) - один из четырех ресурсов (материальные, финансовые, человеческие и интеллектуальные), необходимых для функционирования компании. Это не только работники компании, но и их навыки и умения.