К факторам операционного окружения относятся такие факторы внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. К ним относятся покупатели /потребители/, поставщики, конкуренты и международные партнеры. Важно отметить, что перечисленные факторы оказывают существенное значение на деятельность фирмы, но и фирма может и должна оказывать влияние на составляющие операционного окружения.
Анализ покупателя сводится, прежде всего, к составлению портрета тех, кто покупает продукт или услугу, реализуемый организацией. Профиль покупателя составляется по следующим характеристикам :
- географическое месторасположение покупателя ;
- демографические характеристики / пол, возраст, образование и т.п./;
- социально-психологические характеристики / вкусы, привычки, положение в обществе, стиль поведения и т.д./;
- отношение покупателя к продукту / общественная приемлемость товара, качественные характеристики, степень удовлетворения потребностей данным товаром и т.п./.
Анализ поставщиков направлен на выявление характеристик субъектов обеспечивающих организацию сырьем, полуфабрикатами, трудовыми, финансовыми, энергетическими и другими ресурсами, от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество продукции. При выборе поставщиков необходимо выявлять их конкурентную силу, стиль работы и потенциал для того, чтобы построить с ними взаимовыгодные отношения. Изучению подлежат следующие факторы:
- уровень специализированности поставщика ;
- величина затрат на переключение поставщика на других потребителей;
- степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов ;
- концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами ;
- доля продаж определенного ресурса конкретному потребителю в общем объеме.
Изучение конкурентов занимает особое место в стратегическом управлении и направлено прежде всего на выявление сильных и слабых сторон конкурентов с тем, чтобы на основе полученной информации разработать стратегию конкуренции. Сложность изучения данного вопроса определена тем, что изучению подлежат не только внутриотраслевые конкуренты, производящие аналогичную продукцию, но и конкуренты из других отраслей , предлагающие замещающий товар. Кроме того, нельзя забывать и о новых фирмах, желающих выйти на рынок с аналогичной продукцией. Очень серьезным конкурентом может стать иностранная фирма, желающая выйти на рынок. Такие фирмы представляют особую опасность, т.к. о них сложно получить информацию и при выходе на новый рынок они ведут себя довольно агрессивно, используя для этого весь имеющийся в их распоряжении потенциал. Серьезными барьерами на пути вхождения в рынок могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки производства, контроль за каналами сбыта и т.п.
Анализ рынка рабочей силы направлен на выявление потенциальных возможностей кадров для решения стоящих перед организацией задач. Нужно определить наличие на рынке труда кадров необходимой квалификации и специальности, необходимого пола, возраста , здоровья, определить стоимость рабочей силы и сопоставить ее с затратами на подготовку и переподготовку.