Общее окружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятой организации. В общем окружении находятся фирмы с различными сферами деятельности, но в разной степени испытывающие степень воздействия факторов внешнего окружения. К факторам внешнего окружения относятся такие факторы, которые оказывают существенное влияние на деятельность фирмы, в то время как сама фирма оказывать воздействие на эти факторы не может. Задача руководства фирм состоит в том, чтобы как можно лучше приспособиться к воздействию внешнего окружения, к которому относятся экономические, социальные, политические, технологические и правовые факторы.
При изучении экономических факторов внешнего окружения необходимо прежде всего обращать внимание на то, как формируются и как распределяются ресурсы на уровне государства. При этом необходимо анализировать величину валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентную ставку, производительность труда, нормы налогообложения, изменения в государственном и местных бюджетах и т.п.
При анализе важно сопоставить эти характеристики в среднем по стране и в отрасли, в которой занята анализируемая фирма.
Социальные факторы позволяют выявит влияние на бизнес таких социальных процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе верования, обычаи, ценности, демографические показатели, рост населения, уровень образования и т.д. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всеобъемлющей и всепроникающей, приводящей к существенным социальным изменениям.
Политическая составляющая общего окружения должна изучаться для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении отрасли, в которой задействована анализируемая фирма. Здесь необходимо сконцентрировать внимание на том, какие программы и каким образом пытаются реализовать различные политические структуры, насколько влиятельны группы лоббирования, какие законодательные акты могут быть приняты и к каким изменениям они могут привести.
При анализе технологических факторов необходимо учитывать возможности, которые открывает наука и техника для производства новой продукции, товаров заменителей, для модернизации процесса изготовления, использования и сбыта продукции или услуг. Одним из мощных процессов обновления продукции и технологии ее изготовления является так называемый процесс переноса технологии, который состоит в том, что лабораторные разработки, производимые в высокотехнологичных отраслях, выносятся на рынок, где их могут приобрести производители различных отраслей.
Анализ правовых факторов, предполагает изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений для взаимодействия с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов.
Проводя изучение различных факторов общего окружения, важно иметь в виду два следующих момента. Первый - это то, что все факторы находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного приводит к изменениям характера воздействия других составляющих. Поэтому их изучение должно вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того как эти изменения скажутся на других компонентах общего окружения.
Второй - это то, что степень воздействия отдельных факторов на различные организации различна в зависимости от отраслевой принадлежности, места расположения, размера, формы собственности и типа организации. Поэтому следует определить какие из факторов общего окружения оказывают значительное влияние и представляют собой потенциальный источник угроз для данной организации. Также необходимо определить список внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.