Стратегия является одной из ключевых составляющих стратегического планирования. Стратегия - это качественно определенное направление развития деятельности организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также умелое использование позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Другими словами, стратегия позволяет ответить на вопрос каким способом, с помощью каких действий организация сможет достичь свои цели в условиях изменяющихся условий бизнеса.
Примером стратегий могут быть: увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента без понижения цены; начать производство определенного продукта при одновременном сокращении производства другого; развернуть широкую компанию по рекламированию продукции для увеличения объема продаж.
При определении стратегии руководство организации сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением на рынке:
- какой бизнес прекратить;
- какой бизнес продолжить;
- в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:
- что организация делает и чего не делает;
- что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Любая организация функционирует в непосредственном контакте с факторами внутреннего и внешнего окружения. Внешняя среда организации является источником ее жизненной силы и заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном временном промежутке. Необходимо также помнить, что внутренняя среда может быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает баланс взаимодействия с внешней средой.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне и обеспечивающим возможность выживания организации в далекой перспективе. Для разработки стратегии поведения организации и ее реализации, руководство компаний должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале, тенденциях развития, так и о внешней среде организации и характере ее воздействия на организацию. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.