Describes the activities within and around an organization which together create a product or service
Описывает действия внутри и вне организации, которые совместно создают продукт или услугу
Primary activities
Первичные действия
Are directly concerned with the creation or delivery of a product or service
Прямо связаны с созданием или доставкой продукта или услуги
Рис. 4.7. Цепочка ценности Портера
Первичные действия (основная деятельность) включает в себя:
Входную логистику – получение, хранение и распределение входных продуктов или услуг – перемещение материала, управление запасами, транспорт и др.
Операции, преобразующие входные ресурсы в конечный продукт или услугу – обработка, упаковка, сборки, тестирование и др.
Выходную логистику – собирающую, накапливающую и распределяющую продукт клиентам. Для материальных продуктов это может быть складирование, транспортировка материалов и др. Для услуг это может быть доставка клиентов к месту услуги, н.п. на спортивные соревнования.
Маркетинг и продажи обеспечивают для потребителя / пользователя возможность ознакомиться с продуктом и приобрести его. Сюда включаются управление продажами, реклама, продажи и др. в общественных службах полезна коммуникационная сеть, помогающая пользователю получить доступ к услугам.
Сервисвключает все действия, которые обеспечивают или поддерживают ценность продукта или услуги – установка, ремонт, тренинг и запчасти.
Support activities
Поддерживающие действия
Help to improve the effectiveness or efficiency of primary activities
Помогает улучшить эффективность или результативность первичных действий
Обеспечивающие действия:
Закупки, снабжение - обеспечивают основную деятельность необходимыми ресурсами.
Технологические разработки. Все действия по созданию ценности имеют свою технологию, хотя бы это ноу-хау. Ключевые технологии могут быть сосредоточены прямо в продукте или связаны процессами или с отдельными ресурсами. Эта область является ключевой для инновационных возможностей организации.
Управление человеческими ресурсами. Это чрезвычайно важная область деятельности, включающая рекрутинг, управление, тренинг, развитие и вознаграждение людей в организации.
Инфраструктура. Системы планирования, финансов, управления качеством, управления информацией и др. инфраструктура также содержит структуры и рутины организации, составляющие ее культуру.
В большинстве отраслей одна организация не обеспечивает полного цикла от производства изделия до его установки у потребителя. Практически всегда речь идет о более или менее сложной системе связанных организаций, совместными усилиями которых создается конечная ценность – о системе стоимости или системе ценности.
Виды деятельности при конкуренции в какой-либо конкретной отрасли можно разделить на категории, как показано на рис. 4.6. Они объединены в так называемую цепь создания ценности. Все виды деятельности, входящие в цепь, вносят свой вклад в конечную потребительскую стоимость продукта -товара.
Цель организации — создание и удержание максимума компонентов конкурентного преимущества по звеньям цепочки и по элементам системы ценности.
Организации-лидеры, которым на протяжении многих лет удается сохранять высокую конкурентоспособность, стремятся обеспечить себе как можно больше преимуществ, как во всех звеньях цепи, так и в различных элементах обеспечивающей деятельности — по всей системе стоимости.
The value system
Система стоимости (ценности)
Is the set of inter- organisational links and relationships which are necessary to create a product or service
Совокупность внутриорганизационных связей и отношений, которые необходимы для создания продукта или услуги
По мере перехода организаций к электронной торговле, системы ценностей становятся сетями ценности[3].
A value network
Сеть стоимости (ценности)
Is a value system where the inter-organisational relationships are more fluid
Система стоимости, с изменчивыми внутриорганизационными связями
Рис. 4.8. Сеть ценности
Компетенция в понимании и управлении связями и отношениями как внутри, так и вне организации является главным аспектом создания и поставки ценности клиенту и может быть источником конкурентного преимущества для организаций.