Стратегия конкуренции – это набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояния конкурентам и укрепления позиции на рынке. Цель конкурентной стратегии – достижения превосходства над конкурентами в предложении товаров и услуг.Ядро конкурентной стратегии компании составляет внутренняя деятельность по предоставлению более высокой, чем у конкурентов, потребительской ценности.
М. Портер выделяет следующие стратегии конкуренции:1) Стратегия лидерства по издержкам – привлечение покупателей за счет минимизации издержек производства товаров и услуг. 2) Стратегия широкой дифференциации – привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов. 3) Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек. Ориентация компании на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства. 4) Сфокусированная (нишевая)стратегия на базе дифференциации продукции. Ориентация на узкий сегмент покупателей на счет предложения товаров или услуг, лучше удовлетворяющих потребности покупателей. 5) Стратегия оптимальных издержек– повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов или ниже. Конкурентное преимущество лидера по издержкам обеспечивается более низкими, чем у конкурентов, затратами.
Сокращение издержек за счет снижения потребительской ценности товара отталкивает покупателей. Желательно использовать методы, которые конкурентам трудно или невозможно воспроизвести. Значимость конкурентного преимущества по издержкам определяется степенью его устойчивости.
Снижение структурных (зависят от природы бизнеса) и функциональных (зависят от того, как идут дела внутри фирмы) издержек:1) Эффект масштаба; 2) Эффект кривой обучения (улучшение плана, повышение эффективности труда, улучшение технологии); 3) Снижение совокупных издержек в общей цепочки ценности за счет улучшения координации и оптимизации. У лидера по издержкам есть 2 способа получения значительной дополнительной прибыли:1) Снизить цены на продукт за счет снижения затрат и попытаться привлечь больше чувствительных к цене покупателей. 2) Снизив издержки, не снижать цену и сохранить существующую долю рынка; Для достижения преимущества по издержкам суммарные затраты компании во всей цепочки ценности должны быть меньше аналогичного показателя конкурентов. Залог успеха в достижении конкурентного преимущества по издержкам – постоянное изучение всех звеньев цепочки ценности в поисках резервов снижения затрат.