Основные эталонные стратегии развития бизнеса (изменение: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология):
Концентрированный рост: те стратегии, которые связаны с изменением продукта и/или рынка.
Стратегия усиления позиции на рынке - с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Стратегия бывает успешной: когда имеющиеся рынки не насыщены конкретным товаром или услугой, предлагаемыми компанией; когда доля имеющихся покупателей может быть значительно увеличена; когда доля рынка у основных конкурентов становится меньше, в то время как продажи по отрасли в целом растут; когда изначально имела место тесная связь между объемом продаж и затратами на маркетинг в стоимостном выражении; когда возросший эффект масштаба обеспечивает основные конкурентные преимущества.
Стратегия развития рынка - поиск новых рынков для уже производимого продукта. Эта стратегия применима: когда доступны новые каналы распределения — надежные, недорогие и качественные; когда организация очень успешна в том, что она делает; когда существуют новые неоткрытые или ненасыщенные рынки; когда организация имеет необходимый капитал и трудовые ресурсы для того, чтобы справиться с расширением производства; когда организация имеет избыточные производственные мощности.
Стратегия развития продукта - за счет производства нового продукта на прежнем рынке.
Преимущества: разработка нового продукта играет важную роль в определении прибыльности на более поздних стадиях его жизненного цикла; она может дать побочные эффекты с точки зрения производственного процесса (например, усовершенствованный контроль качества, более быстрые поставки, более низкая себестоимость продукции); в компаниях, производящих продукцию с коротким жизненным циклом, она необходима, если нужно добиться постоянного роста.
Недостатки: это стратегия с относительно высоким риском: существует высокая вероятность неудач нового продукта; требуются значительные вложения в исследования, разработки и рекламу.
Альтернативы:
Интегрированный рост: расширение фирмы путем добавления новых структур. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.
Диверсифицированный рост: фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
Стратегии сокращения. Они реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике.
17. Влияние факторов макросреды на принятие стратегических решений. Основные компоненты анализа макросреды. PEST-анализ.
Макросреда включает общие факторы, которые не касаются напрямую краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.
Изменения макросреды влияют на стратегические позиции предприятия на рынке, воздействуя на элементы микросреды. Поэтому целью анализа макросреды является отслеживание (мониторинг) и анализ тенденций/событий, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на потенциальную эффективность его стратегии.
Пример: природная среда воздействует на деятельность сельскохозяйственных предприятий, на предприятия строительной индустрии.
Компоненты анализа макросреды:
Политические - должны изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику
Экономические - позволяют понять, как формируются и распределяются ресурсы, что очень даже важно для организации.
Социо-демографические - этот анализ направлен на уяснение влияния на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, какие обычаи и верования, демографическая структура, рост населения, уровень образования, мобильность людей, возраст и половой состав и т.д.
Технологические факторы - позволяет вовремя увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования старой и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
Экологический сегмент охватывает физические и естественные ресурсы, находящиеся в пределах региона: землю, море, воздух, воду, флору и фауну.
Институциональный сегмент связан как с физической, так и с интеллектуальной инфраструктурой, а также с институтами, входящими в них.
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то при анализе макросреды рекомендуется рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (по первым буквам английских слов political-legal (политико-правовые), economic (экономические), sociocultural (социокультурные), technological (технологические факторы)).
Цель PEST-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
Анализ выполняется по схеме «фактор - предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым - сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Этапы анализа:1) Изучение и мониторинг макросреды с целью обнаружения существующих или потенциальных изменений в политической, экономической, социокультурной и технологической областях. 2) Оценка вероятности и значимости изменений для отрасли, рынка и организации. 3) Подробный анализ каждого изменения и изучение взаимовлияния изменений. 4) Оценка потенциальных воздействий изменений на рынок, отрасль и компанию.
Определение критических точек среды:Из всей совокупности элементов внешней среды фирма должна выбрать те, которые являются для нее наиболее важными, т.е. определить пределы анализа среды. Набор критических точек среды зависит от:размера организации, характера деятельности, целей деятельности, этапа жизненного цикла организации. PEST-анализ позволяет выявить основные факторы, вызывающие существенные изменения в отрасли и уровне конкуренции
PEST-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации:
Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад), тенденции ВВП
Изменение законодательства РФ
Инфляция
Отношение организации с правительством и федеральной властью в целом
Динамика курса российского рубля к USD
Государственное влияние в отрасли, включая долю госсобственности
Динамика ставки рефинансирования РФ
Государственное регулирование конкуренции в отрасли
Экспортно-импортная политика по продукту данной организации
Социум
Технология
Изменения в базовых ценностях
Государственная технологическая политика
Изменения в уровне и стиле жизни
Значимые тенденции в области НИОКР
Демографические изменения
Новые продукты
Изменение структуры доходов
Технологические изменения, влияющие на продукт
Отношение к работе и отдыху
Оценка скорости изменений и адаптации к новым технологиям
Ограниченность PEST анализа:- ограниченность и неточность анализа макросреды; - необходимо проводить анализ непрерывно; - необходимо постоянно обновлять источники информации и методы анализа.