1) Стратегический анализ внешней среды. Анализ внешних факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и возможности. Угрозы, которые подстерегают компанию в процессе ведения бизнеса, и возможности, которые ей предоставляются, присутствуют именно во внешней среде, частью которой является бизнес. Внешнюю среду обычно условно делят на две части: макроокружение и микроокружение. На макроокружение компании трудно оказывать значительное влияние, динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора стратегии. Анализ внешней cpeды пoзвoляeт opгaнизaции cвoeвpeмeннo cпpoгнoзиpoвaть пoявлeниe yгpoз и вoзмoжнocтeй, paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти.
При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. Для этого используется методикаPEST-анализ. Каждый из факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. технологии, экономика, политика, законодательство, экология, демографические факторы, социальные факторы. Возможности компании и угрозы внешней среды являются ключевыми факторами, влияющими на стратегию. Стратегию необходимо строить так, чтобы реализовывалось как можно больше возможностей. стратегия должна быть направлена на защиту компании от внешних угроз ее положению.
2) Метод матричного позиционирования возможностей, предоставляемых внешней средой фирме. Матрица SWOT – анализ внутренней (Strength - сильные, Weakness - слабые стороны) и внешней (Оpportunities - возможности, Threats - угрозы) среды организации. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.