Конкурентом фирмы является любой субъект на рынке, который своими действиями может уменьшить доход фирмы либо же вообще лишить ее этого дохода. Силы, формирующие конкурентную среду продукта и его конкурентные возможности, распадаются на пять групп.
1. Первую группу составляют конкурентные силы производителей аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция).
2. Вторая группа состоит из потенциальных производителей аналогичной продукции – новые конкуренты. Их конкурентная сила состоит в возможности переключения потребителей на свою продукцию, а также в возможности отвлечения потенциальных потребителей продукта.
3. Третью группу формируют поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Сила воздействия представителей этой группы состоит в их способности удерживать производителя продукта в качестве своего клиента. В первую очередь это проявляется в оказании влияния на качество и себестоимость продукта.
4. В четвертую группу входят покупатели продукта. Их конкурентная сила состоит в способности требовать определенных потребительских качеств у продукта и воздействовать на цену продукта.
5. Пятую группу составляют производители замещающих продуктов. Часто наблюдается такая ситуация, когда именно конкурентная сила этой группы оказывается разрушительной для продукта.
Критика модели 5-ти сил Портера:
1) Модель предполагает, что исходными интересами, задающими конкуренцию в отрасли, являются интересы компаний. Но, например, для ситуаций, в которых участвуют благотворительные организации и/или государственные структуры – такое предположение не является корректным.
2) Модель предполагает принципиальное равенство всех 5-ти сил (факторов). А многие авторитетные специалисты считают, что, например, «фактор покупателя (потребителя)» – для стратегического развития – является существенно более значимым, чем другие.
3) Модель предполагает, что для компаний, участвующих в конкуренции, - и поставщики и покупатели – представляют своими способностями некоторую угрозу, которую надо преодолевать. Но для современного бизнеса весьма характерной является тенденция усиления кооперации по цепочке Поставщик – Производитель – Покупатель, которая включает выработку взаимовыгодной стратегии – для всех участников цепочки.
4) Стратегический анализ по Портеру весьма скромно учитывает значение «человеческого фактора». А большинство современных концепций именно этому фактору отводит решающую роль, причем возможности и значимые аспекты реализации стратегического потенциала «человеческого фактора» – намного шире – указанных пяти сил.
5) Стратегический анализ по модели 5-ти сил предполагает, что на основе его результатов, компания может переходить к формулированию своей стратегии развития. Но и теория и практика современного стратегического менеджмента предполагает существенно более сложную взаимосвязь между указанными подходами.