русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Недостатки семантических сетей.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 3530; Нарушение авторских прав


Структура семантических сетей.

Определение семантических сетей и основные понятия.

Модель представления знаний.

1. представление знаний- это соглашение о том, как описывается реальный мир. В естественных и технических науках принят следующий способ представления знаний: на обычном естественном языке вводятся основные понятия и отношение между ними, используются только ранее определенные понятия, смысл которых уже известен. Устанавливаются отношения между характеристиками понятий. Основная цель представления знаний - построение математической модели, реального мира и взаимодействия его частей.

2. Для представления знаний в СИИ используют язык представления знаний, возможности языка представления знаний, определяются моделью представления знаний.

система представления знаний-называется среда и средства позволяющие описывать и знания о предметной области, организовывать эти знания, обобщать, анализировать, сравнивать, хранить, систематизировать, сравнивать со старыми, находить противоречия, выводить новые и т.д.

Сюда входят и выходят языки представления знаний, с помощью которых заносятся новые знания и систематизируются.

3. Модель представления знаний должна отражать статическую и динамическую сторону предметной области. Модель представления знаний бывает: универсальная и специализированная.

Универсальные модели:

· семантические сети;

· фреймы;

· продукционные системы;

· логические модели;

При разработке СИИ используются несколько моделей представления знаний и дополнительные средства.

Семантические сети.

1. Семантические сети являются исторически первой моделью представления знаний.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ СЕТИ- модель представления знаний в виде структуры. Вершины - понятия предметной области. Дуги - отношения между понятиями.



ПРИМЕР:

Основными связями для семантических сетей являются:

1. Класс, к которому принадлежит данное понятие;

2.Свойства или признак понятия, выделяющий данное понятие от других;

3. Примеры данного понятия.

2.В семантической сети вершины более сложные дробятся на более простые, и используются следующие типы связок: имеет, является частью, принадлежит. 1) IS, НАS; 2) IS А, РАRТ ОFF.

С помощью семантических сетей можно описывать события и действия, время, место и т.д.

Пример структуры семантических сетей:

 
 

3.Недостатки семантических сетей:

1. Невозможно описать полностью все стороны предметной области;

2. В чистом виде семантические сети не используются в СИИ;

3. Невозможно описать графику;

4. Нужно давать ограничения.

Фреймы.

Метод представления знаний с помощью фреймов предложен Минским. ФРЕЙМ - структура, предназначенная для представления стереотипных ситуаций.

Пример фрейма: фрейм - служащий техникума.


Слот 1. Значение 1.
Ф.И.О. Иванов Иван Иванович
Слот 2 Значение 2.
Дата рождения 15.01.1976г

……………………………………………………

Должность Преподаватель ВЭТ

Разряд 13

 

 

Каждый фрейм описывает один концептуальный объект, а конкретные свойства этого объекта и факты, относящиеся к нему описываются в слотах -структурный элемент данного фрейма. Все фреймы взаимосвязаны и образуют единую фреймовую систему, в которой объединены и процедурные знания.

К концептуальному представлению свойственны иерархичность,
целостность образующих знаний, строится в виде единой фреймовой системы, имеющей иерархическую структуру. В слот можно подставить

разные данные: числа или математические соотношения, тексты, программы, правила вывода или ссылки на другие слоты данного или других фреймов. Фрейм определяется как структура следующего вида:

(Имя фрейма;

имя слота 1 (значение слота 1)

имя слота 2 (значение слота 2)

………………………………

имя слота N (значение слота))

Если значения слотов не определены, то фрейм называется фреймом-прототипом,в противном случае конкретным фреймом или экземпляром фрейма.

В теории фреймов ничего не говорится о методах реализации фреймов.

Вслед за появлением теории фреймов появляется целое семейство систем программирования поддерживающие концепцию фрейм - подходов: КRL, GUS, FRL, OWL и др.

Для большинства фреймовых языков свойственно иерархическое описание предметной области с использованием типовых фреймов. При этом широко используется механизм наследования свойств одного объекта (представление знаний в виде слотов, связанного с ним фрейма другими объектами). Используются такие виды наследования как класс —> подкласс, класс —> экземпляр класса, это позволяет согласовывать однотипную информацию различных объектов, а также в дальнейшем обеспечить соответствующее их поведение.

Фреймовые системы относятся к процедурной форме представления знаний. Объясняется это тем, что управление вывода во фреймовой системе реализовано путем подключения так называемых присоединенных процедур, разрабатываемых пользователем.

Процедуры связываются со слотами и обычно именуются демонами и слугами.

демон - процедура, которая активизируется автором, когда в ее слот подставляется значение или проводится сравнение значений.

СЛУГА - процедура, которая активизируется по запросу - при возникновении определенных событий.

Продукционные системы.

Продукционные системы-системы представления знаний, основанных на правилах типа «Условие-Действие».

Записывают эти правила в виде:

Если А1,А2,........,Аn, то В.

Такая запись означает, что «если выполняется условие от А1... Аn (является истинным), тогда следует выполнять действие В». Часть правила после если называется посылкой, а часть правила после, то - выводом или действием или заключением. Условие А1, А2,..., Аn обычно называют фактом. С помощью фактов описывают текущее состояние предметной области. Факты могут быть истинными, ложными, либо в общем случае, правдоподобными, Когда истинность факта допускается с некоторой степенью уверенности.

Действие В трактуется как добавление нового факта в описании текущего состояния предметной области.

В упрощенном варианте описание предметной области с помощью правил (продукций) базируется на следующих основных предположениях об устройстве предметной области. Но может быть описано в виде множества фактов и множества правил.

Факты - истинные высказывания (В естественном языке это повествовательное предложение ) об объектах или явлениях предметной области.

Правила описывают обычно- следственные связи между фактами (в общем случае и между правилами тоже)- как истинность одних фактов влияет на истинность других. Такое представление предметной области является во многих случаях достаточным, а вот соответствует ли оно действительности положению вещей, зависит от точки зрения наблюдателя.

Описание предметной области не трудно ввести в ЭВМ - для этого достаточно снабдить соответствующими средствами для хранения множества фактов, например, в виде базы фактов для хранения правил, например, в виде правил и построить интерпретатор в базе правил, который по описанию текущего

состояния предметной области в виде предъявленных ему фактов осуществляет поиск водимых из фактов заключений. На этой идеи и построены системы продукции.

Типичная структура системы, основанная на правилах, приведена на схеме:

 

 

В продукционных системах используют 2 основных способа реализации механизма вывода:

1. прямой вывод, или вывод от данных;

2. обратный вывод, или вывод от цели.

В первом случае идут от известных данных (фактов) и на каждом шаге вывода к этим фактам применяются всевозможные правила, которые порождают новые факты и так до тех пор, пока не будет порожден факт- цель.

Для применения правила используют процесс сопоставления известных фактов с правилами и, если факты согласуются с посылками в правиле, то правило применяется. Во втором случае вывод идет в обратном направлении от
поставленной цели. Если цель согласуется с заключением правила, то посылку правило принимает за подцель или гипотезу, и тот процесс повторяется до тех пор, пока не будет получено совпадение подцели с известными фактами.

Рабочая память - представляет собой информационную структуру для хранения текущего состояния предметной области.

Обмен информацией в продукционной системе осуществляется через рабочую память. К примеру, из одного правила нельзя переслать какие-либо данные непосредственно в другое правило, минуя рабочую память. Состояние рабочей памяти целиком определяет подмножество применимых на каждом шаге вывода правил.

Например, возможная формулировка правил продукции в экспертной системе диагностики автомобиля имеет следующий вид: если ( горит - лампа - датчика - давление - масла - уровень - масла - норма и масленый фильтр - не - засорен ), то ( проверить масленый насос ).

Приведенное правило позволяет принять решение по ремонту системы смазки автомобиля.

Достоинствомприменения правил продукции является их модульность. Это позволяет легко добавлять и удалять знания. Можно изменять любую из продукций, не затрагивая содержимого другой продукции.

Недостаткипродукционной системы проявляются при большом числе правил и связаны с возникновением непредсказуемых побочных эффектов при изменении старых и добавлении новых правил. Кроме того, отмечают также низкую эффективность обработки системных продукций и отсутствия гибкости в логическом выводе.

Логические системы.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система представления знаний. | Правила вывода.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.