В России начало рекламного дела относятся к X – XI вв., когда русские купцы прибегали к разнообразным приемам предложения своих товаров кроме устных предложений, часто имеющих яркие фольклорный характер, оригинальным средством рекламы являлись лубки - народные картинки.
В XVII в., появилась первая рукописная протогазета «Куранты», которая создавалась для царя.
Петр I создал газету «Ведомости», которая выходила с 1703 г. При нем усиливается рекламная загруженность печатных текстов, и активно развивалась иная рекламная деятельность.
Большое значение в развитии рекламы до XIX века были ярмарки.
Началась выставочная деятельность в первой половине XIX в. В 1872 г. В России было создано первое рекламное агентство. Его создал Людвиг Митцель. Он автор текста «Объявление – двигатель торговли».
В XIX в., в России широко используются рекламные листы и плакаты, сохранилась голосовая реклама.
До 1861 г. Существовало коммерческое ограничение на рекламу.
Первое массовое издание – «Петербургский листок» и «Московский листок». Они способствовали зарождению первых российских рекламных агентств, среди которых более авторитетным в XIX в., была центральная контора объявлений торгового дома «Перцель и компания».
С 1917 г., после Октябрьской революции, реклама была монополизированная государством, в основном заполнена призывами к разгрому буржуазии и обещаниями справедливой жизни.
В 1918 г. Совет народных коммисариатов России при почтово-телеграфных учреждениях организовал централизованный прием рекламных объявлений от всех лиц и организаций для помещения их в советских печатных изданиях.
После гражданской войны реклама в России снова стала развиваться, появились рекламные агентства.
Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа. Примечательно, что В. В. Маяковский многое отдал рекламе. Он привлекал внимание покупателей к тем или иным переменам, либо к качеству товаров и рекламе торговых предприятиях.
Композитор С. Прокофьев написал «Сладкую песенку», для шоколадной обертки. Было вложено немало сил для подъема художественных выдумок, качество рекламы. В то время действовал лозунг «Товар - лицом». Активно вводилась фотография, использовались различные шрифты и основным художественным приемом был натурализм.
В соответствии с улучшением экономического положения страны, рекламное дело развивается по пути совершенствования организационных форм и технических средств рекламы.
В годы второй мировой войны преобладала политическая и социальная реклама.
В 60-70 е годы XX в. Государство активно участвует в развитии рекламы, создавая крупные специальные рекламные организации.
Появилось производство спецрекламных фильмов. Передавались радио и телевизионные рекламные программы. В Москве ежегодно проводились ярмарки по продаже рекламного оборудования.
Несмотря на наличие централизованной и массовой службы рекламы в СССР, присутствовала недостаточная ее роль в развитии торговли:
1). Дефицит большинства товаров народного потребления.
2). Идеологизированный подход к существу рекламы, основанный на том, чтобы капиталистическая реклама – это средства навязывания излишних потребностей и пропаганда капиталистического образа жизни, поэтому считалось, что на Западе реклама слишком затратная и расходы на советскую рекламу выделялись крайне редко.
Осуществлялась реклама не отдельных товаров или производителей, а целых товарных групп. Технический уровень и технологии использования рекламных средств – также оставляли желать лучшего.
После распада СССР начались кардинальные изменения всей общественно-политической системы страны. В то время общий уровень развития российской рекламы отставал от передового зарубежного несколько десятков лет.
Реклама помогала формированию оптово-розничного рынка и поддерживала развитие малого и среднего предпринимательства. Поэтому в 90-е годы реклама взяла на себя несвойственную ей экономическую функцию: формирование сбытовых связей и инфраструктуры товарного рынка. Для простых потребителей реклама стала бесполезной.
В дальнейшем наступил пик рекламной активности банков и других организаций в финансовой сфере. Стали создаваться финансовые пирамиды.