В древнем мире развивалась так называемая протореклама – самые древние торговцы напрямую налаживали связь своего производства с покупателям. В дальнейшем появился институт глашатаев. Глашатаи использовались, как на государственной службе, так и нанимались коммерсантами.
В коммерции основной целью проторекламы являлось формирование благоприятного образа продавца. Использовались фирменные знаки, появлялись фирменные названия трактиров, бань. Использовались вывески. Кроме конкретных товаров стали включать символические знаковые обозначения. Кроме вывесок продавцы использовали статуэтки и так далее.
Основными элементами государственными регулирования были следующие требования городских властей:
1). Ограничения на места размещения рекламы;
2). Контроль за достоверностью рекламы;
Протореклама развивалась как специфический вид общественных коммуникаций.
Первые заказчики проторекламы – мелкие купцы, ремесленники, политики, религиозные деятели и т.д.
Протореклама породила многообразие сфер применения и ее видов.
Преобладали словесные сообщения, развивались письменная и наружная реклама.
2. Реклама в средние века.
Позднее средневековье (XIV-XVI вв.).
Заканчивается эпоха великих географических открытий. В европейских городах шло создание и развитие крупных цеховых организаций. Несмотря на развитие производства и торговли, цеховые организации негативно влияли на развитие рекламы:
1). Устранялась конкуренция между членами цеховой организаций;
2). Обеспечение себя надежной защитой от внешней конкуренции;
3). Строгий контроль над производительностью труда.
В то время также преобладала устная реклама, работали глашатаи, но под жестким регламентом.
Цеховые организации, имея собственный торговый знак, гарантируя качество товаров и услуги, закладывала основы корпоративного фирменного стиля. Оптовая торговля была исключительно кочевая, рыночная и ярмарочная.
В период позднего средневековья с дальнейшим развитием производства устной рекламы уже не хватало и стали использоваться написанные от руки сообщения. В это время начали формироваться СМИ.
Эпоха возрождения характеризуется развитием социальных и экономических отношений в обществе и развитием государственного строя. Развитие товарного производства повышает уровень жизни и расцветает искусство. Развитие товарного производства сказывается на развитии социальной жизни общества.
Очень важное событие – изображение книгопечатания. Изображение Гуттенбергом печатные станки (1450 год), ознаменовало появление печатных СМИ.
В 1498 г. Мануций издает каталог первых 15-ти выпущенных им книг с указанием цен.
Также формируются новые жанры печатной рекламы: каталоги, аннотации и рекламные проспекты. В это время развиваются адресные бюро. Многие министры держали собирателей информации, которые составляли для них информационные бюллетени. Также реклама включает и социальные составляющие (брачные объявления, религиозные листовки и т.д.).
Первые печатные рекламное объявление датировалось 1472 году. Это был текст о продаже молитвенника на одной из церквей в Лондоне.
В 1622 г. Реклама получила мощный стимул в виде первой газеты на английском языке.
Позднее Эдисон и Стил начали выпускать газету «Тэплер», также в Лондоне. В это время появилась идея содержать печатные издания за счет рекламодателей.
Эдисон напечатал следующий совет составителям рекламных текстов: «Великое искусство» написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода, дабы захватить внимание читателя.
По Европе тоже пошло развитие рекламы. В 1603 г. Во Франции появилась первая газета, с тиражом 1200 экземпляров. В США с 1787 г. Стала выходить рекламная газета «Ежедневные ведомости». В 1630 г. В Париже была основана справочная контора, печатавшая рекламные объявления во «Французской газете».
В дальнейшем реклама активно использовалась торговыми компаниями, занимающаяся оптово-розничными продажами чая, кофе, шоколада и другие.
Специализированные рекламные издания стали выходить с 1657 года.
3. Новое и новейшее время (с XVIII).
Интенсивное развитие мировой рекламы наук и географические открытия, экономического роста, государств, организация территорий.
Создание трансконтинентальных компаний повлияло на развитие товарного рынка, рост сферы услуг и производства, что в свою очередь создало конкуренцию и стимулировало развитие рекламы.
В 1890 г. Появилось первое рекламное агентство «Айер и сыновья», взявшее на себя функцию разработчика рекламы.
Крупнейшим техническим прорывов в начале XX в. стала фотография. С фотографией в рекламу пришло правдоподобие и новый мир художественного творчества. Рекламой стали заниматься специальные фирмы и агентства. Изобретение электричества также породило новые формы носителей рекламы.
XX век – расцвет рекламной деятельности. В развитие рекламы вкладываются значительные финансовые средства и интеллектуальный потенциал и возрастает роль рекламы в развитии экономики.