Пользователь - это специалист, предметной области для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.
Эксперт - специалист предметной области, способный систематизировать, организовать, и снабдить систему знаний.
Инженер по знаниям - специалист, выполняющий функции "посредника" между экспертами и системой.
Интерфейс пользователя - комплекс программ, реализовавших диалог пользователя с экспертной системой, как на стадии ввода информации, так и при получении результатов.
База знаний - это ядро экспертной системы, представляет собой совокупность знаний предметной области, записанную на машинный носитель в форме понятной эксперту и пользователю. База знаний предполагает возможность наращивания. Качество ЭС в целом определяется размером и качеством базы знаний.
Блок логического вывода - программа, моделирующая ход рассуждения эксперта на основании базы знаний.
Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как была получена эта программ или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?"
1. По поколениям ЭС:
- ЭС 1-ого поколения:
*знаниями системы являются только знания эксперта, опыт накопления знаний не предусматривается;
*методы представления знаний позволяют описывать только статическо-предметные области;
-ЭС 2-ого поколения (партнерские) умением обучаться и развиваться, эти системы способны решать задачи динамической базой данных.
2. По решаемым задачам:
-интерпретация данных
-диагностика
-проектирование
-прогнозирование
-планирование
-контрольное управление
-обучение.
3. По связям с реальным временем:
-статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых базы знаний не меняются во времени;
-квазидинамические - интерпретируют ситуацию, которые меняются с некотором фиксированным интервалом времени;
-динамические, работают в режиме реального времени, включая непрерывную интерпретацию поступающих системы данных.
4. По типу ЭВМ:
-ЭС для уникальных стратегически важных задач, решаемых на супер ЭВМ;
-ЭС для вычислительной системы средней производительности;
-ЭС для персональных ЭВМ.
5.По типу интеграции с другими программами:
-автономные ЭС, работающие непосредственно в режиме консультаций с пользователями;
-гибридные ЭС, комплексы агрегирующие стандартные пакеты прикладных программ и средства управления знаниями.
Примеры ЭС, используемых в экономике:
1.Flip Side - система логического программирования финансовой экспертизы, позволяет осуществить мониторинг РЦБ, состояние портфеля ЦБ, прогнозирование условий рынка.
2.Sple n dors - система управления портфелем цб
3.RAD - система для оптимизации структуры ЦБ и оценки финансовых рисков
4.RUNE - ЭС по налогообложению
1. Анкетирование - представляет собой индивидуальный опрос экспертов, вопросы которого делятся на 3 группы:
-вопросы об эксперте (объективные);
-вопросы по сути проблемы (открытые);
-дополнительные вопросы для обоснования некоторых решений.
2. Интервьюирование - вопросы и ответы проходят в живую, с возможностью выяснения некоторых моментов.
3. Мозговой штурм (5-7 человек) - генерируются все идеи, отсеиваются самые крайние, затем отдельное обсуждение оставшихся.
4. Метод Delphi - цель этого метода при решении сложных проблем предельно устранить субъективный фактор и авторитет окружающих. Для реализации этого метода должны выполняться условия:
-поставленные вопросы должны допускать ответ в виде числа
-ответ на любой вопрос должен быть логически обоснован.
Этапы Delphi:
-подготовительный этап, на котором подбирается состав экспертов по критерию единаличия.
-среди выбранных экспертов проводится анкетирование, статическая обработка ответа.
-нахождение медианы (самый средний вариант) и квартили. Выбор в качестве рабочих решений варианты медианы и двух центральных квартилей;
-диагностический метод, основанный на знании причинно-следственной связи между явлениями.
-метод "дерево цели" позволяющий в графическом виде изобразить иерархию решения проблемы
-метод анализа иерархий
преимущества: сложные задачи декомпозируются по уровню. Оценка альтернатив производится с точностью до числа на основе принципа попарных сравнений.