русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Экспертные методы для принятия решения


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 901; Нарушение авторских прав


Классификация ЭС.

Структура ЭС.(СХЕМЫ НЕТ)

Пользователь - это специалист, предметной области для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.

Эксперт - специалист предметной области, способный систематизировать, организовать, и снабдить систему знаний.

Инженер по знаниям - специалист, выполняющий функции "посредника" между экспертами и системой.

Интерфейс пользователя - комплекс программ, реализовавших диалог пользователя с экспертной системой, как на стадии ввода информации, так и при получении результатов.

База знаний - это ядро экспертной системы, представляет собой совокупность знаний предметной области, записанную на машинный носитель в форме понятной эксперту и пользователю. База знаний предполагает возможность наращивания. Качество ЭС в целом определяется размером и качеством базы знаний.

Блок логического вывода - программа, моделирующая ход рассуждения эксперта на основании базы знаний.

Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как была получена эта программ или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?"

 


1. По поколениям ЭС:

- ЭС 1-ого поколения:

*знаниями системы являются только знания эксперта, опыт накопления знаний не предусматривается;

*методы представления знаний позволяют описывать только статическо-предметные области;

-ЭС 2-ого поколения (партнерские) умением обучаться и развиваться, эти системы способны решать задачи динамической базой данных.

2. По решаемым задачам:

-интерпретация данных

-диагностика

-проектирование

-прогнозирование

-планирование



-контрольное управление

-обучение.

3. По связям с реальным временем:

-статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых базы знаний не меняются во времени;

-квазидинамические - интерпретируют ситуацию, которые меняются с некотором фиксированным интервалом времени;

-динамические, работают в режиме реального времени, включая непрерывную интерпретацию поступающих системы данных.

4. По типу ЭВМ:

-ЭС для уникальных стратегически важных задач, решаемых на супер ЭВМ;

-ЭС для вычислительной системы средней производительности;

-ЭС для персональных ЭВМ.

5.По типу интеграции с другими программами:

-автономные ЭС, работающие непосредственно в режиме консультаций с пользователями;

-гибридные ЭС, комплексы агрегирующие стандартные пакеты прикладных программ и средства управления знаниями.

Примеры ЭС, используемых в экономике:

1.Flip Side - система логического программирования финансовой экспертизы, позволяет осуществить мониторинг РЦБ, состояние портфеля ЦБ, прогнозирование условий рынка.

2.Sple n dors - система управления портфелем цб

3.RAD - система для оптимизации структуры ЦБ и оценки финансовых рисков

4.RUNE - ЭС по налогообложению

 


1. Анкетирование - представляет собой индивидуальный опрос экспертов, вопросы которого делятся на 3 группы:

-вопросы об эксперте (объективные);

-вопросы по сути проблемы (открытые);

-дополнительные вопросы для обоснования некоторых решений.

2. Интервьюирование - вопросы и ответы проходят в живую, с возможностью выяснения некоторых моментов.

3. Мозговой штурм (5-7 человек) - генерируются все идеи, отсеиваются самые крайние, затем отдельное обсуждение оставшихся.

4. Метод Delphi - цель этого метода при решении сложных проблем предельно устранить субъективный фактор и авторитет окружающих. Для реализации этого метода должны выполняться условия:

-поставленные вопросы должны допускать ответ в виде числа

-ответ на любой вопрос должен быть логически обоснован.

Этапы Delphi:

-подготовительный этап, на котором подбирается состав экспертов по критерию единаличия.

-среди выбранных экспертов проводится анкетирование, статическая обработка ответа.

-нахождение медианы (самый средний вариант) и квартили. Выбор в качестве рабочих решений варианты медианы и двух центральных квартилей;

-диагностический метод, основанный на знании причинно-следственной связи между явлениями.

-метод "дерево цели" позволяющий в графическом виде изобразить иерархию решения проблемы

-метод анализа иерархий

преимущества: сложные задачи декомпозируются по уровню. Оценка альтернатив производится с точностью до числа на основе принципа попарных сравнений.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проектирование ЭС. Задачи, к которым применимо использование ЭС. | Применение информационных технологий в полиграфии


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.