Применение теории массового обслуживания к согласованию спроса и предложения услуг
Затраты на обеспечение объема деятельности растут по мере того, как растет уровень обслуживания. Менеджеры некоторых фирм могут менять свою производительность с помощью резервного персонала и оборудования, выделенного определенным пунктам обслуживания, чтобы предотвратить или сократить очереди. По мере того как обслуживание улучшается (а именно — ускоряется), стоимость времени, потраченного на ожидание в очереди, снижается. Издержки ожидания могут отражать потерянную производительность работников, когда их инструменты или станки нуждаются в ремонте, или просто могут быть оценкой издержек потребителей, понесенных из-за плохого обслуживания и длинной очереди.
Затраты времени
ожидания Общие ожидаемые затраты
Оптимальный уровень обслуживания
Рис. 5.1. Выбор между затратами ожидания и затратами на обеспечение объема деятельности
Системы обслуживания обычно классифицируются с позиций количества каналов (т. е. количества узлов обслуживания) и количества фаз (т. е. количества остановок в обслуживании, которые необходимо сделать).
Однофазовые системы — это те, в которых потребитель получает услугу только в одном пункте и покидает систему. Рестораны быстрого обслуживания, в которых человек, принимающий ваш заказ, принесет вам еду и возьмет у вас деньги, — это пример однофазовой системы. Примером служат также автошколы, в которых человек, принимающий ваше заявление, проводит тест на вождение и берет плату за водительские права. Однако если система ресторана требует, чтобы вы сделали заказ на одном пункте, заплатили на другом, а взяли еду на третьем, она становится многофазовой системой. Если автошкола довольно большая или загруженная, вам, вероятно, придется ждать в очереди, чтобы заполнить заявление (первая остановка обслуживания), затем снова занять очередь, чтобы пройти тест на вождение (вторая остановка обслуживания), и, наконец, подойти к третьей стойке, чтобы заплатить взнос. Чтобы помочь вам понять концепции каналов и фаз, на рис. 5.2 представлены четыре возможные структуры.
Модели массового обслуживания помогают менеджерам принять решения, чтобы уравновесить затраты на требуемый объем деятельности с затратами на ожидание в очереди. Вот некоторые оценки обслуживания очередей, полученные в результате анализа образования очередей:
• среднее время, которое каждый потребитель или объект проводит в очереди;
• средняя длина очереди;
• среднее время, которое каждый потребитель проводит в системе (время ожидания плюс время обслуживания);
• среднее количество потребителей в системе;
• вероятность, с которой средство обслуживания будет простаивать;
• коэффициент использования системы;
• вероятность нахождения определенного количества потребителей в системе.