русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

И информационных технологий


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 856; Нарушение авторских прав


Правового пространства для систем информатики

 

Области регламентации правового пространства
Направления регламентации правового пространства Государственная кадровая политика Информационные системы и технологии государственного управления Государственное регулирование рынка знаний и информационных продуктов Защита информации в системах государственного управления Информационные системы и технологии правовых систем (правовая информатика)
  “О государственной службе” (раздел “Информация в процессах государственного управления) “Об информатизации в Республики Беларусь” (раздел “Информационные системы в государственном управлении) “Рынок знаний и информационных продуктов” “О собственности на информацию”, “О защите информации”, “О защите информации в компьютерных системах” “Об информационной деятельности в юридических процессах”
Государствен­ные стандарты Информационные технологии государственной службы” (знания и умения) “Аттестация информационных систем для целей государственного управления” “Процессы и операции рынка знаний и информационных продуктов” “Методы защиты информации” Информационные технологии юридической деятельности

 

Рис. 4.1.


Направления создания правового пространства:

- Международное право (ООН, ЮНЕСКО)

- Информационное пространство (СНГ)

- Законы Республики Беларусь

- Стандарты Республики Беларусь

Разработку правового пространства систем информатизации Академия управления должна вести совместно с “Фондом информатизации Республики Беларусь” с учетом правовой и научно-технической ситуации в области информационных технологий, которая характеризуется:

- ростом производства (индустриальные темпы) и использования информации на основе разнообразия информационных технологий;



- ростом доли информационных продуктов в валовом национальном продукте развитых стран;

- созданием устойчивого рынка информационных продуктов и технологий;

- формированием устойчивых информационных сред, в которых осуществляется разнообразная деятельность;

- интенсивным переходом к информационному обществу.

Поскольку упомянутые черты научно-технической ситуации интенсивно развиваются, вопросы установления права собственности, владения, распоряжения, использования информации, ее ценности и защиты должны органически входить в правовую систему общества.

Однако, первичным должен быть правовой документ о собственности на информацию. Только в смысле нарушений норм, обусловленных в таком документе, следует говорить о защите информации.

При этом рассмотрении предметом закона может и должна стать специфика информации как объекта особо уязвимого с точки зрения соблюдения норм владения, распоряжения, использования.

Любой другой подход, в том числе выделение лишь проблем защиты как самостоятельных, означало бы признание нормативного характера возможных нарушений и установление лишь некоторых нормативных правил защиты, ограниченных допустимыми пределами (достаточная защита от нарушений).

Другая научно-техническая ситуация характеризует правовое регулирование процессов с информацией в автоматизированных системах, где имеются многочисленные источники технологических помех, обусловленных случайными взаимодействиями элементов при обработке информации. Здесь главным выступает технологический аспект со всеми его многочисленными, трудно нормируемыми вариантами. Поэтому здесь более целесообразной является ориентация содержания правовых норм на компьютерные системы, выделение аспекта, связанного с автоматизацией и информационным характером систем. Требуется рассмотрение и нормативное описание уровней автоматизации и классов систем. В то же время необходимо различать как наиболее важные объекты права такие, как отдельные типы компьютерных комплексов государственного управления, различающихся по характеру их использования, и информационные системы по доступу к ним, например серверы, базы данных, базы знаний и т.п.

В юридическом отношении необходимо указать роль и место каждого из проектов правовой системы, обеспечивающей действие общих юридических норм и правил в отношении собственности вообще и специфики собственности на информацию и посягательств на нее.

Необходимо выделить и четко оговорить допускаемые законом средства и методы работы с информацией, путем специальных технических и программных мероприятий, указать органы защиты среды, в которой протекают конкретные виды информационной деятельности. Это требует создания регистра информационных продуктов и установления его правового статуса, механизма поддержания норм и правил информационной деятельности с помощью установления функций государственных органов (например, компьютерной полиции). Необходимо также разделить процессы защиты информации как объекта собственности и процессы защиты информации в различных системах, в которых принимает участие обычно значительное число субъектов авторского права. В этой связи должны быть регламентированы типовые требования к договорам на участие в совместных информационных процессах и действиях.

Защита информации может быть результативной лишь с позиций надежного предотвращения потенциальной опасности информации и компенсации ущерба от возможных нарушений права собственности, владения, распоряжения, использования и, следовательно, неизбежно должна базироваться на понятии ценности информации. Объекты, не обладающие ценностью, не могут быть объектом защиты. В этой связи, необходимо в законодательном порядке возложить на органы, ведающие функцией регистрации авторского права, экспертизу, определение ценности при сертификации информационных объектов собственности и установление норм защищенности. Иногда следует оперировать с понятием “данные” как претендентом на возможность его интерпретации в определенной ситуации в качестве информации как объекта авторского права.

Необходимо особо оговорить в проектах правовых актов юридические нормы рынка информации, коммерческой деятельности в сфере информации. Примером в этом отношении является закон США “Осуществление коммерческой деятельности” (Performance of Commercial Activities), действие которого распространяется на представление услуг в области передачи и телеобработки данных, программирования и анализа систем, а также библиотечных операций и других информационных действий.

Целесообразно в проектах правовых актов указать на обязанность возможных претендентов на авторское право по отношению к конкретной информации предусматривать возможные условия и осуществлять действия , обеспечивающие защиту информации в том числе путем рационального построения и выбора режимов работы систем, использующих информацию. Примером является “Закон о сокращении документооборота” (Paperwork Reduction Act) федерального правительства США.

При прохождении содержательной и нормативной юридической экспертизы проектов правовых актов возможно целесообразным будет выделение как самостоятельных “Закона о свободе доступа к информации” (прототип Freedom Informations Act) и Закона о приватности информации (аналог - материалы ООН и ЮНЕСКО по общей информационной политике, международные договоры, документы ISO и других компетентных организаций, Бернская конвенция, “Всемирная конвенция об авторском праве”, которая предусматривает защиту информации и программного обеспечения в международном масштабе”).

По нашему мнению следует предпослать данным проектам таких Законов постановления Правительства Республики Беларусь “Об управлении информационными ресурсами” (аналог циркуляр А-130 Правительства США “Управление федеральными информационными ресурсами”) и накопить необходимый опыт применения Законов.

Особо следует отметить в проектах Закона вопрос о специализированных судебных органах (аудиторских палатах, арбитраже) по защите информации решению информационных конфликтов.

Необходимо выделить и нормативно ограничить в проектах правовых актов ситуацию адаптации объектов авторского права на информацию.

Проекты правовых актов должны регламентировать нормы защиты информации, отнесенной к национальным информационным ресурсам, используя ценностный подход к информации.

В целом с позиций процессов многоуровневого управления информационными ресурсами в Республике Беларусь следует создавать правовую систему информатизации как часть правовой системы государственного управления, регламентирующей:

- Правовые нормы для новых информационных технологий в системе государственного управления и государственной кадровой политики, реализующей правовые процессы информационного и нормативного управления обществом;

- Направления создания правовых норм для реализации возможностей информационных систем для обеспечения гибкости и оперативности государственного управления;

- Собственно сфера правотворчества и правоприменения нуждается в широкой информационной поддержке, а сама специфика юридической отрасли требует специальных правовых норм организации информационных процессов и аттестации технологий;

- Информация как ресурс и образовательный продукт в условиях гарантированных конституцией свободы выбора профессий и права на образование требует правовой регламентации рынка знаний;

- Важнейший аспект развития правовой системы - информационная безопасность и защита информации;

Перечислены лишь основные направления регламентации правового пространства, которые должны на следующем уровне детализации быть раскрыты в виде перечня законов РБ и СТБ РБ.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направления разработки | Информационные ресурсы государственной системы правовой информации.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.