Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы в строгом смысле этого слова, но в то же время такой план должен иметь определенные разделы:
1) цели и задачи намечаемой сделки:
2) обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана;
3) характеристики продуктов, товара, услуг, предоставляемых бизнесменом потребителю;
4) анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж;
5) план (программа) действий и организационные меры;
6) ресурсное обеспечение сделки;
7) эффективность сделки.
1. В числе особых задач бизнеса можно выделить благотворительность, проявляющуюся в отчислении части, а иногда и всей остаточной прибыли в пользу других бизнесменов, благотворительных организаций и фондов, местного либо государственного бюджетов. Такие действия ориентированы обычно на достижение известности, получение льгот, хотя не исключены и чисто благие пожелания и действия.
2. Сводный раздел плана-бизнеса (или обобщенное резюме) представляет основные идеи и содержание плана в миниатюре. Поэтому его следует сделать наиболее четким, лаконичным и убедительным. Резюмирующий сводный раздел, будучи ядром всего плана, аккумулируя в себе определяющие показатели, создается и постоянно уточняется по мере подработки плана и завершается лишь после составления бизнес-плана в целом. Наряду с общими сводными показателями, как объем производства и реализация, денежная выручка, собственные и заемные средства, прибыль и прибыльность, в резюме следует отражать специальные показатели качества реализуемых товаров и yслуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, степень риска, гарантированность получения планируемого результата.
3. Раздел бизнес-плана, содержащий характеристику продукции, товаров и услуг, которые бизнесмен намерен реализовать потребителю. Здесь должны быть зафиксированы следующие сведения.
Во-первых, наглядные данные (натуральные образцы), позволяющие с требуемой полнотой «осязать» предлагаемый продукт.
Для производственных сделок, завершающихся изготовлением и продажей материально-вещественного продукта, - опытные образцы.
Для коммерческого бизнеса – реальные образцы реализуемого товара.
В финансовом бизнесе наличие образца товара не играет принципиальной роли, но иметь образцы ценных бумаг полезно.
Есть ли реальный образец или его нет, независимо от этого полный образ товара в виде описаний, моделей, фотографий, исчерпывающего перечня свойств и признаков обязан быть в бизнес-плане.
Во-вторых, бизнес-план должен содержать информацию о круге потребителей товара и потребностей, которые он будет удовлетворять. Это значит, что в плане должны быть представлены прогноз платежеспособного спроса на товар, данные о регионах, группах населения, организациях, которые предположительно станут покупателями и потребителями товара с учетом потребностей в нем.
В-третьих, бизнес-план немыслим без прогноза цен, по которым предполагается реализовать продукт бизнеса, будь то продукция, товар, работы, услуги.
4. Непосредственным продолжением изучения потребностей и прогнозирования цен служит раздел, посвященный анализу рынка сбыта, оценке рыночной конъюнктуры, предопределяющей объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.
Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта, имеющей чисто познавательный, а следовательно, пассивный характер, бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.
Работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции. При долгосрочном планировании обычно выделяют четыре основных направления в развитии бизнеса:
¾ дальнейшее продвижение на рынок, то есть увеличение продаж выпускаемой продукции фирмы на уже существующих для нее рынках;
¾ разработка новых видов продукции, то есть разработка, производство и продажа новых товаров на уже существующих для фирмы рынках;
¾ расширение рынков сбыта, то есть продажа выпускаемых фирмой товаров на новых рынках;
¾ диверсификация производственно-сбытовой деятельности, то есть разработка и производство новых товаров с последующей их продажей на новых рынках.
5. На базе всех предшествующих данных составители бизнес-плана разрабатывают следующий раздел, который дает четкое представление о программе действий по реализации плана. Она нужна не для убеждения других, а для определения конкретных путей реализации идеи бизнеса.
Программа действий бизнесмена должна включать маркетинговые усилия (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов), осуществление производства (для производственного бизнеса), закупку, хранение, транспортирование, реализацию товара (в особенности применительно к коммерческому бизнесу), обслуживание покупателя в процессе продажи и после продажи товаров.
Неотъемлемую часть программы действий составляют организационные меры, устанавливающие способы управления реализацией бизнес-плана, организационные структуры управления проектом бизнеса, методы координации действий исполнителей.
6. В специальный раздел бизнес-плана выделяется и ресурсное обеспечение сделки. Этот раздел должен содержать сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для проведения в жизнь проекта бизнеса, об источниках и способах получения их. В широком смысле слова ресурсное обеспечение охватывает материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.
7. В завершающем разделе бизнес-плана необходимо дать сводную характеристику эффективности предпринимаемого бизнеса, сделки, а именно:
¾ обосновать прибыльность сделки;
¾ уделить внимание ее социальной и научно-технической эффективности;
¾ проанализировать долговременные последствия сделки, включая благоприятные и неблагоприятные, а также связанные с ними дополнительные расходы и потери.
Составной частью плана бизнеса является составление бюджета, финансового плана, с помощью которого обеспечивается выполнение всех указанных выше пяти условий. Но бюджет не только финансовый план, он также служит основой контроля расходов.
Выделяют пять видов смет расходов и доходов, на базе которых производится составление и контроль исполнения бюджета:
1) смета доходов от реализации;
2) смета затрат на приобретение материалов, комплектующих изделий и товаров;
3) смета текущих расходов;
4) смета капиталовложений;
5) кассовый план.
1. Смета доходов от реализации. Представляет собой прогноз объема реализации, то есть оценку объема продаж, который может быть обеспечен в следующем (за текущим) году. Составление сметы доходов от реализации должно быть первым этапом процесса разработки бюджета, поскольку все остальные четыре вида смет являются производными.
2. Смета затрат на приобретение материалов, комплектующих изделий и товаров. Проект этой сметы содержит данные об объемах закупок материалов и комплектующих изделий (для промышленных предприятий) или товаров (для розничной или оптовой торговли) за бюджетный период. Обычно оценивается среднемесячная потребность в закупках, которая при составлении годового бюджета умножается на 12.
3. Смета текущих расходов. Ее иногда называют сметой операционных затрат, поскольку она определяет затраты на рабочую силу, аренду, свет, тепло, расходные материалы и т.д. Эта смета, так же, как и смета затрат на приобретение материалов и комплектующих изделий, подготавливается на базе прогнозных оценок объема реализации.
4. Смета капиталовложений: определяет объем ассигнований, которые могут быть израсходованы на строительство зданий и сооружений производственного назначения, а также на закупку оборудования. По этой смете могут проходить суммы на разнообразные мероприятия - от ремонта крыши и сооружения нового подъемника до покупки кассовых аппаратов. Эту смету составляют, обычно суммируя заявки на приобретение оборудования и строительство, поступающие от каждого управляющего.
5. Кассовый план. Бюджет производственного бизнеса, таким образом, содержит сведения об источниках и объемах доходов и расходов. Кассовый план позволяет определить, сколько и когда потребуется наличных денег, с тем, чтобы их излишки могли быть использованы для краткосрочных инвестиций. Напротив, если возникает дефицит в наличных средствах, то предприятие может использовать часть своих легко реализуемых активов либо получить краткосрочную ссуду для оплаты выставленных счетов.
Таким образом, система планирования производственного бизнеса состоит из отдельных четко ограниченных друг от друга по различным отраслям видов деятельности предприятия; планирование охватывает все важнейшие участки деятельности бизнесмена с тем, чтобы ориентировать всех участников на достижение поставленных целей.
Несколько иной вариант бизнес-плана предлагают Р. Хизрич и М.Питере:
1. Титульный лист:
а) название и адрес фирмы;
б) имена и адреса учредителей;
в) суть предлагаемого проекта;
г) стоимость проекта;
д) ссылка на секретность.
2. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта
3. Анализ положения дел в отрасли:
а) текущая ситуация и тенденции ее развития;
б) потенциальные конкуренты;
в) потенциальные потребители.
4. Существо предлагаемого проекта:
а) продукты;
б) услуги;
в) помещение под офис, оборудование для него;
г) административный и производственный персонал;
д) сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
5. Производственный план:
а) описание производственного процесса; какие операции предполагается поручить субподрядчикам;
в) копии документов, из которых взяты исходные данные;
г) прейскуранты поставщиков.
Бизнес-план составляется для того, чтобы дать начинающему бизнесмену четкие ориентиры на первый, самый трудный год существования. Сверяясь с включенными в него показателями, можно судить о том, все ли идет, как намечено, и в случае необходимости принять меры по исправлению положения. Получается, что планирование - это важнейшая составная часть успеха любой хозяйственной деятельности.
Литература
4.1. Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2001. – 240 с.