Команда управления проектом должна быть стабильной и гибкой а главное - нацеленной на достижение конечного результата.
Эффективность деятельности команды можно охарактеризовать следующими специфическими чертами, присущими только проектной команде:
- нацеленностью всей команды на конечный результат;
- инициативой и творческим подходом к решению проблем;
- активным и заинтересованным обсуждением возникающих задач;
- высоким доверием и активным взаимодействием;
- принятием технически грамотных решений благодаря подбору профессионально подготовленных специалистов.
Таким образом, управляющий проектом для осуществления намеченного собирает временный коллектив — команду проекта. Ее организационная структура зависит от типа и вида проекта, объемов работ, требований и возможностей фирмы, других факторов. Команда должна быть группой единомышленников, сплоченных единой целью — реализовать проект.
Понятие и основные стадии разработки инвестиционного проекта. Сущность технико-экономических исследований проекта. Структура бизнес-плана в инвестиционном проектировании.
Лекция – 4 часа
Инвестиционный проект - комплексный план мероприятий, направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров и (или) услуг с целью достижения стратегических целей фирмы, получения экономического и (или) социального эффекта.
При планировании реализации инвестиционных проектов (далее - ИП) важное значение приобретает учет возможных соотношений между ними. По этому классификационному признаку проекты подразделяются на:
• независимые – отказ от одного из ИП не влияет на возможность или целесообразность реализации другого;
• взаимоисключающие (или альтернативные) - реализация одного из них делает невозможной или нецелесообразной реализацию другого;
• взаимодополняющие – ИП, которые могут быть приняты или отвергнуты только одновременно;
• взаимовлияющие – в результате их совместной реализации возникают дополнительные эффекты, не проявляющиеся при реализации каждого из проектов в отдельности.
Независимо от целевого назначения проектов (освоение производства новой продукции, расширение производства традиционного ассортимента, снижение себестоимости и т.д.), разработка любого ИП связана с анализом финансовых потоков на трех основных фазах (стадиях) - предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.
1. Предынвестиционная фаза включает:
¾ исследование инвестиционных возможностей с целью превращения идеи проекта в сформулированное в общем виде инвестиционное предложение;
¾ подготовку предварительного технико-экономического обоснования с целью оценки возможных альтернатив проекта и реальности его концепции с точки зрения целесообразности проведения более детального анализа в рамках разработки бизнес-плана;
¾ подготовку технико-экономического обоснования с целью предоставления наиболее полной информации для принятия решения об инвестировании;
¾ подготовку экспертного заключения о целесообразности реализации проекта.
2. На инвестиционной фазе выполняются следующие виды работ:
¾ установление правовой, финансовой и организационной основ для осуществления проекта;
¾ проведение необходимых проектно-изыскательских работ;
¾ проведение переговоров и заключение контрактов;
¾ приобретение земли, организацию и проведение строительных работ, приобретение и монтаж оборудования;
¾ организацию предпроизводственного маркетинга, набор и обучение персонала, сдачу и пуск объекта в эксплуатацию.
3. Эксплуатационная фаза, предопределяющая фактическую эффективность реализации проекта в неразрывной взаимосвязи с качеством выполнения работ на предынвестиционной и инвестиционной фазе.
Обоснование целесообразности реализации ИП невозможно без разработки бизнес-плана, являющегося неотъемлемой составной частью проектных материалов. Именно в случае положительных результатов его экспертизы заинтересованными участниками проекта формируется организационно-экономический механизм его реализации.
Организационно-экономический механизм реализации проекта - форма взаимодействия участников проекта, фиксируемая в проектных материалах в целях обеспечения реализуемости проекта и возможности учета интересов каждого участника ИП. Он включает:
¾ нормативные документы, на основании которых осуществляется взаимодействие участников;
¾ обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта,
¾ условия финансирования инвестиций,
¾ особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками;
¾ систему управления реализацией проекта;
¾ меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке, включая государственную;
¾ основные особенности учетной политики каждого участника проекта.