Командная работа, о которой мы подробнее поговорим в следующей главе, играет в организациях очень важную роль. Члены команды совместно работают над выполнением одних и тех же задач, и от структуры коммуникаций зависят и получа-
емые результаты и степень удовлетворения от труда. Исследования командных коммуникативных процессов, как правило, фокусируются на степени централизации коммуникаций и природе задач команды (их взаимосвязь представлена на рис. 17.8). В централизованной сети решение проблем и принятие решений предполагает взаимодействие членов команды с одним и тем же сотрудником. В децентрализованной сети члены команды свободно общаются между собой, в равной степени обрабатывают информацию и принимают согласованное решение.
Эксперименты, посвященные эффективности решения простых проблем в централизованных коммуникациях, показали их высокую продуктивность. Члены таких команд могли просто передавать информацию лидеру, который и принимал решение. Децентрализованные сети более медлительны в решении простых задач, потому что информация «обходит» всех членов команды до тех пор, пока кто-то, наконец, не собирает все ее частицы воедино и не находит решение. Однако чем сложнее становились проблемы, тем быстрее работали децентрализованные сети, ибо информация концентрируется не у одного человека, а циркулирует в ходе интенсивных коммуникаций, каждый член команды имеет возможность активно участвовать в принятии решения. Точность решения изменяется вместе с уровнем сложности проблем. Централизованные сети допускают меньше ошибок в простых задачах, но становятся менее эффективными при их усложнении. В децентрализованных сетях наблюдается противоположная картина.
Таким образом, правомерно сделать вывод: в условиях жесткой конкуренции команды используются для решения сложных проблем. Если задача, поставленная перед командой, действительно трудна, неоднозначна, все ее члены должны иметь доступ к информации, т. е. необходима децентрализованная структура, в которой
Источники: A. Bavelas and D. Barrett, «An Experimental Approach to Organization Communication», Personnel 27, 1951, 366-371; M. E. Shaw, Group Dynamics: The Psychology of Small Group Behavior, New York: McGraw-Hill, 1976; E. M. Rogers and R. A. Rogers, Communication in Organizations, New. York: Free Press, 1976. Рис. 17.8.Эффективность командных коммуникативных сетей
Глава 17. Коммуникации
Часть 5. Лидерство
коммуникации осуществляются свободно и в любом направлении. Однако команды, выполняющие рутинные задачи, тратят на обработку информации гораздо меньше времени, а значит, более адекватной представляется централизованная структура. Данная организация предполагает, что данные направляются к руководителю, который принимает решения, а у рядовых членов высвобождается время на выполнение обычных заданий.
К новым коммуникативным подходам относятся открытые коммуникации и диалог. Под открытыми коммуникациямиподразумевается обмен информацией всех типов между всеми членами организации, ее функциональными отделами и уровнями иерархии. Многие компании открывают свои финансовые документы, делают их доступными для работников всех уровней, чтобы сотрудники понимали, как и почему фирма работает так, как работает. Работа в командах, когда объединяются работники самых разных отделов, также требует развернутого обмена информацией. Т. Роджерс, директор корпорации Cypress Semiconductor, результаты деятельности которой в значительной степени определяются эффективностью проектных команд, утверждает, что каждый ее сотрудник имеет доступ ко всему объему информации, что позволяет называть организацию «прозрачной»16. В основе открытых коммуникаций Cypress — компьютерные технологии: любой работник получает доступ к необходимым ему данным. Еще один пример использования новых коммуникативных технологий компания Rykodisc (см. «Движущие силы управленческой революции»).
Еще один «инструмент» формирования командного духа — диалог,т. е. направленный на создание основанной на принципах совместной работы, гибкости, доверия и приверженности общим целям корпоративной культуры групповой коммуникативный процесс. Проще всего описать концепцию диалога, сравнив его с дискуссией. Задача дискуссии — проинформировать свою точку зрения и убедить других принять ее, что приводит к поляризации мнений и спорам. В диалоге, напротив, участников просят высказать свои мнения и предложения по данной точке зрения, что позволяет добиться более полного осознания проблем, синтезировать новые идеи. Индивидуальные различия признаются и уважаются, но вместо выяснения вопроса о том, кто прав, а кто нет, группа ищет более широкий, коллективный взгляд на предмет обсуждения.