Прежде чем мы продолжим анализ коммуникативных проблем, давайт< Ф ^_ , что же мы понимаем под коммуникациями. Один из профессоров Гарвард1
лим
го университета как-то попросил студентов написать «портрет» процесса коммуникаций. Большинство студентов нарисовали менеджера, который что-то пишет или говорит. Кто-то изобразил сбоку «облачка» со словами, другие — листы бумаги, вылетающие из пишущей машинки. «Нет, - сказал преподаватель, - никому из вас не удалось справиться с заданием». Он объяснил, что процесс коммуникаций, или, проще говоря, общение, предполагает, что менеджер прежде всего «делится», а не «пишет» или «говорит».
Итак, мы определяем коммуникации как процесс, в ходе которого два или более [еловек обмениваются и осознают получаемую информацию, цель которого состоит в мотивировании определенного поведения или воздействия на него. Дело не ограничивается простой передачей информации. Эффективная деятельность мегера предполагает четкое разделение понятий разделения и провозглашения. Ме-кер, который никого не слушает, подобен продавцу подержанных машин, заяв-'Щему: «Я-то продаю, — это они не хотят покупать». Управленческие комму-кации — улица с двусторонним движением, которая требует умения слушать и их форм обратной связи. По словам одного эксперта эффективные коммуни-1Ции заключаются в следующем:
заимодействие двух индивидов предполагает, что они как бы встают на место
ФУг друга, стремятся взглянуть на мир глазами собеседника, предугадать его
имание. Цель взаимодействия — ментальное слияние с другим человеком, спо-
>сть предчувствовать, предсказывать и вести себя в соответствии с общими
отребностями: своей и другой стороны3.
Часть 5. Лидерство
глава 17. Коммуникации
Что толкает руководителей компаний на посещение рабочих цехов и совместные завтраки? Желание поделиться проблемами и найти понимание. Знания, полученные менеджерами из личного общения с работниками формируют их понимание жизни компании.