русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Мотивационная теория справедливости (равенства).


Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1036; Нарушение авторских прав


Одним из постоянных стремлений людей является желание полу-

чать справедливую оценку своим действиям. Люди, хотя и не в оди-

наковой степени, желают, чтобы к ним относились справедливо. При

этом справедливость связывается с равенством, в сравнении с отно-

шением к другим и оценке их действий. Если человек считает, что к

нему подходят так же, как к другим, без дискриминации, оценивают

его действия с тех же позиций, что и действия других, то он ощущает

справедливость отношения к себе и чувствует себя удовлетворенным.

Если же равенство нарушается, если отдельные члены организации

получают незаслуженно высокую оценку и вознаграждение, то чело-

век чувствует себя обиженным, и это приводит к расстройству и

неудовлетворенности. При этом неудовлетворенность может насту-

пить даже тогда, когда человек получает высокое по отношению к

172затратам его труда вознаграждение. Влияние данного момента на

взаимоотношение человека с организацией положено в основу одной

из теории мотивационного процесса — теории равенства.

Основателем теории равенства является Стейси Адаме, который

на основе исследований, проведенных им в компании «Дженерал

Электрик», сформулировал положения этой теории [2]. Основная

идея теории равенства состоит в том, что в процессе работы человек

сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оце-

нены действия других. И на основе этого сравнения в зависимости от

того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет,

человек модифицирует свое поведение.

Теория равенства исходит из того, что в процессе сравнения, хотя

и используется объективная информация, например, величина зара-

ботной платы, сравнение осуществляется человеком на основе его

личного восприятия и своих действий, и действий людей, с которыми



он проводит сравнение. Теория равенства оперирует следующими

основными категориями. Индивид — человек, который рассматри-

вает оценку организацией его действий с позиций справедливости и

несправедливости. Сравниваемые лица — отдельные люди и груп-

пы людей, по отношению к которым индивид проводит сравнение

оценки своих действий. Воспринятое вознаграждение индивида, —

объединенная сумма вознаграждения, полученная индивидом за от-

дельные результаты деятельности. Данная величина носит субъек-

тивный характер, является результатом восприятия индивидом воз-

награждения своих действий и может включать такие отдельные

«вознаграждения», о которых организация не имеет представления.

Воспринятое вознаграждение других — сумма всех вознагражде-

ний, которые в представлении индивида получили сравниваемые

лица. Эта оценка также носит субъективный характер, так как бази-

руется на информации отдельных данных, а иногда и слухах, которые

получил индивид.

Воспринятые затраты индивида — восприятие человеком того,

что он внес со своей стороны для осуществления действий и получе-

ния результата. В данную категорию включаются не только непосред-

ственные затраты трудовых усилий и другие непосредственные вло-

жения со стороны индивида, но и такие персональные характеристи-

ки, как квалификационный уровень, продолжительность работы в

организации, возраст, социальный статуей т.п. При этом человек сам

формирует набор составляющих своего вклада независимо от того,

считают ли другие, что отдельные составляющие этого набора внесли

вклад в получение конечного результата. Воспринятые затраты дру-

173гих — представление индивидом о совокупной величине затрат,

вклада, осуществленного сравниваемыми лицами. Норма — отноше-

ние воспринятых затрат к воспринятому вознаграждению. Выделяет-

ся два типа норм. Норма первого типа отражает соотношение воспри

пятого вознаграждения индивида к воспринятым затратам индивида.

Норма второго типа отражает отношение воспринятого вознаграж-

дения других к воспринятым затратам других.

Теория равенства говорит, что для человека очень важно то, как

соотносится его норма с нормой других. Если нормы равны, то чело-

век, даже и при меньшем вознаграждении, ощущает справедливость,

так как в данном случае имеется равенство. Если его норма ниже, то

он считает, что его вознаграждают недостаточно. Если же его норма

выше, то он считает, что его излишне вознаграждают.

Имеющее место в управленческой практике представление, что

неравенство подталкивает людей на увеличение исполнительских

результатов, что состояниеравенства демотивирует людей доби

ваться больших результатов, в принципе неверно. Как утверждается

в теории равенства на основе проведенных эмпирических исследо-

ваний, человек испытывает чувство удовлетворенности, если со

блюдается равенство. Поэтому он стремится к поддержанию этого

состояния. Равенство плохо тогда, когда общий уровень исполнение

низок. В этом случае равенство будет приводить к сохранению этогс

уровня. Если же общий уровень исполнения высок, равенство яв

ляется важным мотивирующимфактором успешной работы членог

организации.

В том случае, если индивид считает, что он вознагражден недоста

точно или излишне, у него возникает чувство неудовлетворенност!

(во втором случае это чувство менее выражено). Считая несправед

ливой и неравной оценку своего труда, человек теряет мотивацию ь

активным созидательным, с точки зрения целей организации, деист

виям, что приводит ко многим негативным последствиям. Адам1

выделяет шесть возможных реакций человека на состояние неравен

ства [1].

Во-первых, человек может решить для себя, что надо сократит!

затраты, что не надо много работать, затрачивать большие усилия

Часто это находит выражение в расхожей фразе: «За такую оплату 5

не намерен выкладываться». Результатом неравенства в данном слу

чае является снижение интенсивности и качества труда.

Во-вторых, индивид может предпринимать попытку увеличит!

вознаграждение. Он будет требовать повышения оплаты, продвиже

ния по службе, улучшения условий труда. Возможна и криминальна)

174реакция. Пытаясь компенсировать недоплату, он будет воровать про-

дукцию или же использовать другие противозаконные формы по-

вышения «вознаграждения» за счет организации.

В-третьих, человек может провести переоценку своих возмож-

ностей. Он может решить, что неверно думал о своих способностях.

При этом у человека понижается уровень уверенности в себе, он

решает, что незачем увеличивать старания, так как то, что он получа-

ет, отражает его возможности.

В-четвертых, реакцией на неравенство может быть попытка ин-

дивида повлиять на организацию и сравниваемых лиц либо с целью

заставить эти лица увеличить затраты, либо же с целью добиться

уменьшения их вознаграждения.

В-пятых, человек может изменить для себя объект сравнения,

решив, что лицо или группа лиц, с которыми он сравнивается, нахо-

дятся в особых условиях. Это могут быть особые личные связи и

контакты этих людей, могут быть и отличительные личностные ка-

чества и способности, которыми обладают данные лица. Человек

решает, что ему с ними не равняться, и выбирает себе более подходя-

щий объект для сравнения.

В-шестых, человек может попытаться перейти в другое подразде-

ление или же даже совсем покинуть организацию.

Теория равенства позволяет сделать несколько очень важных вы-

водов для практики управления людьми в организации. Так как вос-

приятие носит субъективный характер, очень важно, чтобы была

широко доступна информация о том, кто, как, за что и сколько

получает вознаграждения. Особенно важно, чтобы существовала

ясная система оплаты, отвечающая на вопрос о том, какие факторы

определяют величину оплаты. Важным выводом из теории равенства

является то, что люди ориентируются на комплексную оценку возна-

граждения. Оплата труда играет важную роль в этой комплексной

оценке, но далеко не единственную и не обязательно определяющую.

Поэтому менеджеры должны это учитывать, если они стараются

создавать атмосферу равенства в коллективе.

Как неоднократно подчеркивалось, восприятие равенства и спра-

ведливости носит сильно выраженный субъективный характер. Для

успешного управления людьми менеджер должен не только стре-

миться быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и

хорошо знать, считают ли работники, что вознаграждение строится

на равной и справедливой основе. Для этого руководство должно

регулярно проводить исследования с целью выяснения, как оцени-

вается вознаграждение работниками, считают ли они его равным

или нет.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивационная теория ожидания. | Коммуникационный процесс. Характеристика основных элементов и этапов процесса коммуникации.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.