русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Мотивационная теория ожидания.


Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1613; Нарушение авторских прав


Поведение человека постоянно связано с выбором из двух или

нескольких альтернатив. От того, чему человек отдает то или иное

предпочтение, зависит что и как он делает, как он себя ведет и каких

результатов он добивается. Теория ожидания разработана для того,

чтобы дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной

выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и насколько он

смотивирован добиваться результата в соответствии со сделанным

выбором. В самом обобщенном виде теорию ожидания можно сфор-

мулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от

Двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько

возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частнос-

ти, как много усилий он готов затрачивать для этого. Например,

начинающий бизнесмен из провинции приезжает на переговоры о

начале совместного бизнеса с представителями крупных фирм, рас-

положенных в городе, являющемся признанным центром деловой

активности. Для поддержания своего реноме он не будет останавли-

ваться в гостинице, имеющей репутацию второсортной, хотя и явля-

ющейся дешевой. В то же время у него нет средств, чтобы остановить-

ся в шикарной гостинице. Поэтому, по-видимому, он остановится в

такой гостинице, которая является достаточно престижной и на про-

живание в которой у него хватит средств.

Теория ожидания своими корнями уходит в тридцатые годы ц

связана в значительной мере с разработками Курта Левина [6]. Ос-

новными же разработчиками собственно концепций ожидания при-

менительно к мотивации и поведению человека в организации

можно назвать В. Врума [12], а также Л. Портера и Э. Лоулера [13].

Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из

взаимодействия трех блоков: 1) усилия; 2) исполнение; 3) результат.



Теория ожидания изучает и описывает взаимодействие этих трех

блоков. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже

результат мотивации. Исполнение рассматривается — как следствие

взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, а

результат, как функция, зависящая от исполнения и от степени жела-

ния получить результаты определенного типа.

Теория ожидания оперирует некоторыми ключевыми для нее ка-

тегориями, которые имеют в рамках данной теории вполне конкрет-

ный смысл. Поэтому, прежде чем излагать собственно теорию, рас-

смотрим эти категории.

Результат в теории ожидания рассматривается на двух уровнях.

Результаты первого уровня — это собственно результаты выполне-

ния работы, осуществления действий. Они состоят в качестве и коли-

честве произведенного продукта, величине затраченного времени,

объеме потерь времени и т.п. Результаты второго уровня— это те

последствия для человека, которые вытекают из результатов первого

уровня. Связаны они с возможным вознаграждением или наказани-

ем, которые последуют со стороны руководства и окружения на ос-

нове оценки ими результатов первогоуровня. Возможными форма-

ми проявления результатов второго уровня могут быть увеличение

или уменьшение оплаты, продвижение или понижение по службе,

позитивная или негативная реакция коллектива и т.п.

Валентность отражает то, в какой-степени для человека желателен

каждый конкретный результат, насколько он для него привлекателен

или, наоборот, непривлекателен, т.е. валентность как бы отражает

приоритеты для человека тех или иных результатов. Если результат

высоко ценится человеком, то он имеет положительную валентность,

если же результат отрицается человеком, то он имеет для него отри-

цательную валентность. И наконец, валентность результата равна

160г

нулю, если человек безразличен к этому результату. Валентность

очень сильно разнится у отдельных людей. Для одного, например,

оплата, ее повышение может иметь очень большое значение, для

другого же валентность может быть равна нулю, а в определенных

си

туациях даже может иметь отрицательное значение. Важно под-

черкнуть, что для положительной валентности обобщенного резуль-

тата совсем не обязательно иметь положительную валентность каж-

дого конкретного результата. Может быть так, что высокая позитив-

ная валентность отдельных результатов будет перекрывать негатив-

ную валентность других результатов, и в совокупности общий ре-

зультат будет иметь положительную валентность.

Ожидание отражает представление человека о том, в какой мере

его действия приведут к определенным результатам. Обычно эти

ожидания базируются или же зависят от прямого опыта, от глубины

анализа того, что приводило к успеху и поражениям, от степени само-

уверенности, уровня подготовки, способностей оценить обстановку,

знания своих возможностей и ряда других факторов. Оценкаожида-

ния варьируется в диапазоне от 0 до 1. В том случае, если человек

считает, что исполнение и результаты не зависят от его усилий, ожи-

дание равно 0. Если же, наоборот, он считает, что результат и исполне-

ние полностью зависят от его усилий, то ожидание получает в качест-

ве количественной оценки 1. Ожидание оказывает очень сильное вли-

яние на поведение человека в организации, так как, базируясь на этом,

он определяет для себя то, насколько он должен стараться, сколько

усилий он должен затрачивать для исполнения работы.

Выделяют две группы ожиданий. Ожидания, связывающие усилия

и исполнение работы, и ожидания, связывающие исполнение работы и

результаты, наступающие за этим. Первая группа ожиданий отра-

жает представление человека о том, насколько его усилия определяют

выполнение работы, т.е. насколько его усилия определяют результа-

ты первого уровня. Если человек считает, что качественная и количе-

ственная сторона выполнения работы сильно зависят от его усилий,

то оценка ожидания близка к 1. В противоположном случае она

близка или равна 0. Возможны и оценки, находящиеся в диапазоне

между 0 и 1, что будет соответствовать представлению человека о том,

насколько его усилия могут влиять на исполнение.

Ожидание, касающееся оценки степени зависимости результата

второго уровня от исполнения, отражает то, насколько человек свя-

зываетвозможные для него последствия в виде вознаграждения, на-

казания, определенной реакции коллектива и т.п. с уровнем исполне-

ния своей работы. Здесь также ожидание оценивается 1, если в его

11-188представлении результаты второго уровня полностью зависят от

уровня исполнения, и 0, если он считает, что такой связи нет.

Теория ожидания объясняет то, как строится процесс мотивации

человека к деятельности, исходя из увязки в единое целое представ-

лений человека о необходимых для выполнения работы усилиях, ее

практическом исполнении и результатах, ожидаемых в ответ на вы-

полненную работу. При этом ключевыми точками концентрации

внимания теории являются: 1) ожидания по цепочке «усилия — ис-

полнение»; 2) ожидания по цепочке «исполнение — результаты вто-

рого уровня» и 3) валентность результатов.

В соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к испол-

нению работы зависит от того, насколько он заинтересован или не

заинтересован выполнять ее, насколько работа привлекательна для

него. Принимая решение по поводу того, что делать и какие усилия

затрачивать, человек обычно отвечает самому себе на вопрос, касаю-

щийся того, насколько нужно ему это делать. То есть при выборе

альтернативы человек думает о том, если он поведет себя соответст-

вующим образом, будет соответствующим образом исполнять рабо-

ту, приведет ли это к определенному результату первого уровня. В

этом случае у него формируется ожидание результата первого уров-

ня. Кроме этого, человек отвечает на вопрос о том, что он получит в

результате успешного выполнения работы (рис. 2.8).

В теории ожидания считается, что для того, чтобы смог осущест-

виться процесс мотивирования, должен быть выполнен ряд предва-

рительных условий. Такими условиями являются:

• наличие у работников достаточно высоки степени ожидания

результатов первого уровня;

• наличие достаточно высокой степени ожидания результатов

второго уровня и суммарная неотрицательная валентность ре-

зультатов второго уровня.

На практике это означает, что работник должен иметь устойчивое

представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда,

что из результатов его труда вытекают для него определенные пос-

ледствия, а также то, что результаты, получаемые им в конечном

счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих

условий процесс мотивирования становится исключительно слож-

ным или же даже неосуществимым.

Делая общий вывод относительно теории ожидания, необходимо

отметить, что она исходит из того, что люди осуществляют свои дей-

ствия в соответствии с тем, к каким возможным последствиям для них

эти действия могут привести. Люди на основе доступной им инфор-

мации делают выбор одной из альтернатив действия, исходя из того,

что они получат в результате и какие усилия они должны будут затра-

тить, чтобы достичь этого результата. То есть, по теории ожидания,

человек ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, произой-

дет в будущем, если он произведет определенные затраты усилий.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивационная теория двух факторов Ф.Герцберга. | Мотивационная теория справедливости (равенства).


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.