Открытие лицевых счетов бюджетных организаций в органах Федерального казначейства регулировалось письмом Минфина и ЦБ РФ, зарегистрированным в Минюсте 4 июня 1997 г. за № 1319 «О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства».
Письмо издано в соответствии с поэтапным переходом на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые счета распорядителей средств, открываемые в управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ, отделениях Федерального казначейства.
Органам федерального казначейства в ЦБ РФ или уполномоченных банках открываются счета, т.е. клиентами банка являются органы Федерального казначейства и с ними заключается договор банковского счета, а не непосредственно с бюджетными организациями. Операции по лицевым счетам, открытым в казначействе бюджетным организациям, осуществляют казначейство и его структуры самостоятельно. За несвоевременное отражение операций по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств, открытым в казначействе, банк ответственности не несет.
Перечисление средств с лицевых счетов органов казначейства осуществляется по платежным поручениям этих органов. Для финансирования расходов по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств, открытых в органах казначейства, органы казначейства представляют в банк платежные поручения.
Платежные поручения могут быть оформлены отдельно на каждого получателя или на несколько получателей, если они обслуживаются одним банком с использованием сводного платежного поручения.
Платежные поручения отдельно на каждого получателя оформляются в установленном порядке. В графе «плательщик» указываются идентификационный номер и наименование органа Федерального казначейства, в скобках указывается наименование распорядителя бюджетных средств.
Сводные платежные поручения оформляются в двух экземплярах с учетом следующих особенностей: приложениями к сводному платежному поручению являются два экземпляра (2-й и 3-й) платежных поручений органа казначейства, в которых в графе «плательщик» должен быть указан соответствующий орган Федерального казначейства (его ИНН и наименование).
К каждому экземпляру сводного платежного поручения прилагается опись расчетных документов органа казначейства. Сводное платежное поручение составляется отдельно на каждое учреждение банка, в котором открыты счета получателей средств, подписывается руководителем и главным бухгалтером казначейства и заверяется печатью.
Сводные платежные поручения на перечисления платежей в бюджет формируются отдельно по бюджетам и по каждому виду платежа.
Банк не контролирует целевое использование средств по счетам казначейства.
Кассовое обслуживание счетов по учету средств федерального бюджета, открытых органам Федерального казначейства.Кассовое обслуживание распорядителей бюджетных средств, имеющих счета в органах Федерального казначейства, осуществляют кредитные организации, которые ведут счета соответствующих органов Федерального казначейства.
Для этого кредитная организация заключает с Федеральным казначейством договор, в котором предусматриваются прием и выдача наличных денег распорядителям бюджетных средств с лицевых счетов.
Кредитная организация выдает органу казначейства необходимое количество чековых денежных книжек.
Выдача наличных денег из кассы кредитного учреждения распорядителю бюджетных средств производится на основе чека, на оборотной стороне которого проставляется наименование распорядителя бюджетных средств. На чеке должны быть обязательно указаны паспортные данные представителя распорядителя бюджетных средств. Сумма, указанная в чеке, списывается со счета казначейства.
Прием денег в кассу банка производится от представителя распорядителя бюджетных средств по объявлению на взнос наличными для зачисления на счет казначейства. В графе «получатель» указывается орган казначейства (в скобках указывается наименование распорядителя бюджетных средств, внесшего денежные средства).
Очередность списания средств со счета бюджета или лицевых счетов получателей бюджетных средств регулируется ст. 255 БК РФ.
Первая очередь— списание по судебным актам для удовлетворений требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан.
Вторая очередь— списание по судебным актам для возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, их должностных лиц.
Третья очередь— возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет.
Четвертая очередь— обслуживание и погашение государственного долга.
Пятая очередь— прочие.
Минфин РФ своим приказом от 30 декабря 1999 г. № 106н утвердил Инструкцию о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Минфина РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
В соответствии с этой инструкцией для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие лицевые счета:
• лицевой счет, предназначенный для учета операций главного распорядителя средств и распорядителя средств по распределению и доведению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования распорядителям и получателям средств, находящихся в их ведении (сокращенно — лицевой счет распорядителя средств);
• лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению распределения и доведения до нижестоящих органов Федерального казначейства объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Минфин РФ (сокращенно — распорядительный лицевой счет органа Федерального казначейства);
• лицевой счет, предназначенный для учета сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования, кассовых расходов, осуществляемых при исполнении смет доходов и расходов получателей средств федерального бюджета (сокращенно — лицевой счет получателя средств);
• в лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, кассовых расходов по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Минфин РФ (сокращенно — лицевой счет органа Федерального казначейства);
• лицевой счет, предназначенный для учета операций при расходовании наличных денег обособленным подразделением (сокращенно — лицевой счет обособленного подразделения).
При открытии лицевых счетов им присваивают специальный учетный номер, который должен однозначно определять его принадлежность к конкретному получателю средств (обособленному подразделению) и соответствовать характеру операций, учитываемых на данном счете.
Открытие лицевых счетчиков. Распорядителям и получателям средств, обособленным подразделениям лицевые счета открываются в органах Федерального казначейства по месту их нахождения. Открытие лицевого счета в органе Федерального казначейства, обслуживающим иное административно-территориальное образование, допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя вышестоящего органа Федерального казначейства.
Каждой бюджетной организации или ее обособленному подразделению может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида. При открытии лицевого счета распорядителя средств или лицевого счета получателя средств орган Федерального казначейства заключает договор об обслуживании лицевого счета распорядителя средств и (или) договор об обслуживании лицевого счета получателя средств, в котором определены права и обязанности сторон. При открытии лицевого счета обособленному подразделению договор об обслуживании не заключается.
Открытие лицевых счетов осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера органа Федерального казначейства на заявлении об открытии лицевого счета после представления в орган Федерального казначейства документов, необходимых для оформления открытия соответствующего лицевого счета.
Главным распорядителям средств лицевые счета распорядителей средств открываются в Главном управлении Федерального казначейства Минфина РФ или в органах Федерального казначейства в порядке, устанавливаемом Минфином РФ.
Указанные счета открываются на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета на соответствующий финансовый год. Каждому главному распорядителю средств открывается только один лицевой счет распорядителя средств.
Основанием для открытия лицевого счета распорядителя средств является правоустанавливающий учредительный документ (положение, устав), в соответствии с которым данному распорядителю средств предоставлено право распределения доведенных главным или вышестоящим распорядителем средств утвержденных бюджетных ассигнований, объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования до нижестоящих распорядителей средств и получателей средств, находящихся в его непосредственном ведении.
При открытии лицевого счета получателя средств органу государственной власти РФ, его главному управлению, управлению, финансовому органу, в орган Федерального казначейства представляются только заявление на открытие лицевого счета и карточка образцов подписей и оттиска печати. Распорядительный лицевой счет и лицевой счет органа Федерального казначейства открываются после присвоения им учетных номеров и после получения уведомлений (расходных расписаний) вышестоящего органа Федерального казначейства.
Лицевой счет обособленного подразделения открывается обособленному подразделению на основании письменного обращения юридического лица, создавшего данное обособленное подразделение. На лицевом счете обособленного подразделения отражаются операции по выдаче наличными деньгами сумм, поступивших на основании платежного поручения юридического лица на выплату заработной платы, стипендий, командировочных расходов, приобретение канцелярских и хозяйственных принадлежностей, оплату почтово-телеграфных расходов, других расходов, перечень которых устанавливает юридическое лицо.
Закрытие лицевых счетов.Лицевые счета закрываются органом Федерального казначейства в следующих случаях:
а) по заявлению клиента в связи с реорганизацией, изменением подчиненности, завершением работы ликвидационной комиссии;
б) по окончании финансового года, если в течение данного финансового года операции по лицевому счету не производились;
в) в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Минфина РФ.
В случае закрытия лицевого счета клиента, обслуживающий его орган Федерального казначейства должен произвести на дату закрытия счета выверку движения и остатков сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, принятых денежных обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, кассового расхода с начала финансового года по день закрытия счета включительно. Результаты выверки оформляются актом, который утверждается руководителями органа Федерального казначейства и клиента.
Проведение операций по лицевым счетам.Объемы лимитов бюджетных обязательств и финансирования, доведенные уведомлениями (расходными расписаниями) главного (вышестоящего) распорядителя средств, и их распределение между нижестоящими распорядителями и получателями средств отражаются на соответствующих лицевых счетах распорядителей средств и лицевых счетах получателей средств в структуре показателей бюджетной классификации РФ.
При поступлении уведомления (расходного расписания) главного (вышестоящего) распорядителя средств орган Федерального казначейства в день их поступления отражает доведенные объемы лимитов бюджетных обязательств и (или) финансирования на лицевом счете распорядителя средств или лицевом счете получателя средств и не позднее следующего операционного дня выдает клиенту выписку из его лицевого счета с приложением копии поступившего уведомления (расходного расписания) с отметкой органа Федерального казначейства либо возвращает уведомление неисполненным с письменным обоснованием причин возврата.
Нижестоящие распорядители средств, получатели средств и органы Федерального казначейства не вправе вносить изменения в уведомления (расходные расписания) вышестоящих распорядителей средств.
Однако Минфин РФ в своем письме от 25 августа 2000 г. № 03-18–03/161 «О предоставлении в органы Федерального казначейства уведомлений о лимитах бюджетных обязательств» указал, что в течение финансового года главные распорядители и распорядители средств федерального бюджета могут осуществлять уточнение лимитов бюджетных обязательств, находящимся в их ведении, получателям средств федерального бюджета.
При перераспределении главными распорядителями и распорядителями средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств между находящимися в их ведении получателями средств федерального бюджета кассовый расход с начала года, числящийся на лицевых счетах последних, а также объем поставленных на учет в органах Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, не должны превышать уточненных годовых лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке.
Документы, подтверждающие наличие у получатели средств денежных обязательств, возникших в результате заключения договоров (соглашений, контрактов) с исполнителями работ (услуг), оплата которых производится за счет средств федерального бюджета, подлежат обязательному представлению в органы Федерального казначейства в порядке, установленном приказом Минфина РФ от 13 августа 1999 г. № 55н «Об утверждении Правил учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета» для отражения этих обязательств на лицевом счете получателя средств по соответствующим показателям бюджетной классификации РФ.
Процедура осуществления кассового расхода за счет средств федерального бюджета состоит в передаче органом Федерального казначейства в учреждение банка представленных бюджетной организацией расчетно-денежных документов и списании учреждением банка сумм платежей со счета органа Федерального казначейства с отражением операций на лицевом счете соответствующего получателя средств в соответствии с показателями бюджетной классификации РФ.
Орган Федерального казначейства при наличии у получателя средств, принятых денежных обязательств, после проверки расчетно-денежных документов и документов, подтверждающих факт выполнения работ (услуг) или поставки товаров, утвержденных получателем средств, представляет в учреждение банка расчетно-денежные документы для осуществления им платежа со счета органа Федерального казначейства на банковские счета исполнителей работ (услуг) и отражает кассовый расход на лицевом счете получателя средств.
Авансирование работ согласно условиям договора разрешается только в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя средств при исполнении сметы доходов и расходов текущего финансового года, учитываются на лицевом счете получателя средств как восстановление кассового расхода с отражением по тем показателям бюджетной классификации РФ, по которым был произведен кассовый расход.
При этом в платежном поручении дебитора обязательно должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения клиента, на основании которого орган Федерального казначейства ранее осуществил данный платеж либо указаны иные причины возврата средств.
Расчетно-денежные документы на осуществление кассового расхода принимаются от получателя средств только в пределах объемов финансирования. Исключение составляют платежные поручения получателя средств на перечисление сумм в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Органы Федерального казначейства исходя из содержания расчетно-денежного документа, представленного получателем средств, проверяют, не производятся ли получателем средства операции, нарушающие целевое использование бюджетных средств либо относящиеся к авансовым платежам, не предусмотренных законодательством РФ.
С момента открытия обособленным подразделениям лицевых счетов в органах Федерального казначейства не допускается перечисление средств федерального бюджета юридическими лицами, их создавшими, или их вышестоящими распорядителями средств на счета обособленных подразделений, открытые им в учреждениях банков.
Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, представляет в орган Федерального казначейства по месту открытия своего лицевого счета получателя средств платежные поручения на перечисление сумм, подлежащих зачислению на лицевой счет обособленного подразделения.
На основании выписки учреждения банка, обслуживающего счет органа Федерального казначейства, сумма, указанная в платежном поручении юридического лица, отражается на лицевом счете получателя средств юридического лица как кассовый расход, а на лицевом счете обособленного подразделения отражается зачисление этой суммы для расходования наличными деньгами на счет органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет обособленного подразделения.
Обособленные подразделения осуществляют расходование зачисленных на их лицевые счета сумм на основании чеков на получение наличных денег в строгом соответствии с бюджетными назначениями, указанными в платежных поручениях.
По состоянию на 1 января наличие неиспользованного остатка средств на лицевом счете обособленного подразделения не допускается. Орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета обособленного подразделения при наличии остатка, не позднее 25 декабря подготавливает платежное поручение на перечисление суммы остатка средств, с последующим отражением этой операции на лицевом счете обособленного подразделения, на счет органа Федерального казначейства, по месту открытия лицевого счета получателя средств юридического лица его создавшего.
Сумма остатка, поступившая на счет органа Федерального казначейства по месту открытия юридическому лицу лицевого счета получателя средств, отражается на этом лицевом счете как восстановление кассового расхода.
Лицевые счета ведутся органами Федерального казначейства по форме, устанавливаемой Минфином РФ.
На лицевых счетах нарастающим итогом с начала финансового года отражаются операции, осуществляемые в процессе исполнения расходов федерального бюджета.
На лицевом счете распорядителя средств отражаются:
• остаток лимитов бюджетных обязательств на начало текущего года, который направляется на принятие денежных обязательств в текущем году;
• лимиты бюджетных обязательств текущего года;
• распределенные лимиты бюджетных обязательств;
• суммы уменьшения (увеличения) лимитов бюджетных обязательств, в том числе в результате наложения санкций (по счетам распорядителей средств);
• нераспределенный остаток лимитов бюджетных обязательств на отчетную дату;
• остаток объема финансирования предшествующего года, направленный на финансирование расходов в текущем году;
• объем финансирования текущего года;
• распределение объема финансирования;
• уменьшение (увеличение) объема финансирования;
• нераспределенный остаток финансирования на отчетную дату.
На лицевом счете получателя средств отражаются:
• остаток лимитов бюджетных обязательств на начало текущего года, который направляется на принятие денежных обязательств в текущем году;
• лимиты бюджетных обязательств текущего года;
• лимит бюджетных обязательств текущего квартала;
• принятые денежные обязательства, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в текущем году;
• свободный остаток лимитов бюджетных обязательств для принятия денежных обязательств в текущем году на отчетную дату;
• кассовые расходы;
• восстановление кассовых расходов;
• остаток лимитов бюджетных обязательств для осуществления кассовых расходов;
• остаток объема финансирования предшествующего года, направленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на финансирование расходов в текущем году;
• объемы финансирования текущего года;
• остаток финансирования на отчетную дату.
В приложениях к лицевому счету получателя средств ведется учет инкассовых поручений, оформленных на основании судебных решений, в разрезе показателей бюджетной классификации РФ.
На лицевом счете обособленного подразделения отражаются показатели бюджетной классификации РФ и соответствующие им:
• суммы, поступившие на основании платежного поручения юридического лица, создавшего обособленное подразделение, для осуществления выплат и платежей наличными деньгами;
• суммы наличных денег, выданные обособленному подразделению по денежным чекам со счета органа Федерального казначейства для осуществления выплат и платежей;