Для разработки структуры бюджета конкретного предприятия и основных бюджетных форм проводят анализ специфики действий по следующим направлениям:
1. Анализ особенности реализации продукции предприятия на данном этапе определяют структуру и форму планирования доходов: внутренний рынок и экспорт продукции, отгрузка в рублях или валюте, определяют продукцию в целом по предприятию или ассортиментным группам.
2. Оценка дохода от прочих видов деятельности. Определяют долю доходов от прочих видов деятельности в общей структуре доходов предприятия. После этого принимают решение о степени детализации данного дохода.
3. Определение специфики производственного процесса. Выявление необходимости раздельного планирования основного и вспомогательного производства. Нормируемых запасов, создание форм для отдельных производственных подразделений предприятия.
4. Анализ организационной структуры предприятия. Выделение ЦФО. Для разработки смет и бюджетов ЦФО.
5. Определение структуры расходов предприятия и определение наиболее значимых статей для более глубокой детализации при планирования.
Основные группы бюджетов:
• Операционные бюджеты. Они связаны с планированием отдельных операций
Бюджет продаж определяется высшим руководством компании на основе исследования отдела маркетинга. Бюджет продаж и ее товарная структура предопределяют характер всей деятельности предприятия. Поэтому бюджет продаж оказывает воздействие на большинство других бюджетов. Эти другие бюджеты исходят из информации, представленный в мастер – бюджете. Факторы объема продаж:
• Объем продаж предшествующих периодов
• Производственные мощности предприятия
• Ограниченность ресурсов (доступность ресурсов)
• Зависимость продаж от канонических показателей
• Относительная прибыльность продукции, ценовая политика
• Качество продукции
• Рынок, конкуренция на рынке, главная компания
• Сезонные колебания
• Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров
Бюджет продаж составляется в натуральных единицах и денежных в разрезе номенклатуры выпускаемой и продаваемой продукции.
Бюджет коммерческих расходов. В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции или услуг. За разработку и исполнения бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж. Расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключение: арендные платежи за складские помещения.
Производственный бюджет. На основе планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции и услуг, которое необходимо произвести, чтобы обеспечить планируемые продажи и уровень запасов. Необходимый объем выпуска продукции определяется по формуле:
Выпуск продукции = остатки продукции на конец периода + планируемые продажи – остатки продукции на начало периода
Бюджет прямых затрат на закупки материалов. Определяются сроки зкупки, виды сырья, материалов, полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и нормами расхода сырья, материалов на единицу производимой продукции. Умножая количество единиц материалов на оценочные, закупочные цены на эти материалы получают данные о затратах материалов на производственную программу. Объем закупки материалов определяется по формуле:
Остатки материалов на конец периода + материалы на производственную программу – остатки материалов на начало планового периода
Бюджет трудовых затрат. Он определяет необходимое рабочее время в часах и з/п производственных рабочих, которые требуются для выполнения плановых объемов производства.
Объем рабочего времени в часах = количества единиц продукции * норму затрат труда на норму затрат труда в часах.
Денежное выражение затрат труда = затраты труда в часах * соответствующие часовые ставки оплат труда
Если у моменту составления бюджета на предприятии имеется значительная кредиторская задолженность по выплате з/п, то предусматривается график погашения этой задолженности.
Бюджет общепроизводственных расходов. Представляет собой детализированный план, предполагаемых производственных затрат, которые отличаются от прямых затрат труда. Этот бюджет имеет 2 цели:
1. Интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов. Разрабатываются руководителями и производственных и вспомогательных цехов
2. Аккумулируя эту информацию вычислить нормативы этих расходов на бюджетный период для распределения их на отдельные виды продукции или объекты калькулирования затрат.
Бюджет общих и административных расходов. Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов непосредственно не связанных с производством и сбытом но необходимых для поддержания производства по предприятию. Данные этого бюджета используются для подготовки бюджетов и расходов денежного потока при калькулирования себестоимости. Большинство составляет постоянные затраты.
Бюджет совокупных затрат (расчет себестоимости продукции). В данном бюджете объединяются затраты бюджетов по отдельным статьям и элементам затрат.