Информационный менеджмент – совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью информации деятельностью предприятия (организации).
Цель информационного менеджмента – обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.Задачи информационного менеджмента:1. качественное информационное обеспечение процессов управления в организации;2. осуществление управления информационными ресурсами;3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;4. обеспечение управления коммуникациями.
Объектом управления в информационном менеджменте являются:
· информация в разных формах ее существования;
· информационные системы и информационные технологии;
· информационная индустрия и информационный рынок;
· кадры, реализующие функции производства, использования и хранения информации.
Субъектами управления выступают специальные федеральные и региональные органы, реализующие государственную политику в области управления информацией и службы управления информационными ресурсами учреждений, организаций и предприятий.
Место и структура информационного менеджмента представлены на рис. 1.
Технологии информационного менеджмента
Рисунок 1 - Место и структура информационного менеджмента
Выделяют три вида информационного менеджмента (рис. 2.):
· управление предприятием (организацией);
· управление внутренней документацией;
· управление публикациями.
Управление предприятием включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.
Рисунок 2 - Виды информационного менеджмента
В соответствии с протяженностью задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ).
Понятие«стратегический»в отношенииинформационного менеджментапредполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных целей по всем направлениям (на срок 3-5 лет), с другой стороны – выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации.
Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного уровня (в сфере обработки информации – это период времени до одного года).
В круг задач менеджмента входят разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами.
Итак, информационный менеджмент превращается в базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах информационного общества.