В настоящее время разработано несколько концептуальных подходов к формированию дивидендной политики компании.
Первый подход предложили Ф.Модильяни и М.Миллер (нобелевские лауреаты). Он основан на идее начисления дивидендов по остаточному принципу (Residual Theory of Dividends)
Эта теоретическая концепция исходит из предположения, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров. Поэтому оптимальная стратегия для компании состоит в том, чтобы начислять дивиденды после того, как выявлены все эффективные возможности рефинансирования нераспределенной прибыли. Если всю нераспределенную прибыль целесообразно капитализировать, дивиденды не должны выплачиваться вовсе.
Эта концепция опирается на так называемый «эффект клиентуры» (Clientele Effect), согласно которому акционеры в большей степени предпочитают стабильность невысоких дивидендов, чем получение больших, но нестабильных доходов. Кроме того, исследования данных авторов показали, что сумма дополнительно выплаченных дивидендов, как правило, равна сумме расходов, которые необходимо понести компании для изыскания дополнительных источников финансирования. К тому же, полученные дивиденды акционеры зачастую сразу же инвестируют снова в акции (своей или другой компании).
Вывод: дивидендная политика не нужна вовсе, поскольку от нее ничего не меняется.
Второй концептуальный подход к формированию дивидендной политики предложил М. Гордон. Основной его аргумент – выражается крылатой фразой: «лучше синица в руке, чем журавель в небе» (английский вариант пословицы: “bird – in – the – hand”).
Суть этой концепции в следующем. В соответствии с принципом минимизации риска, инвесторы всегда предпочитают текущие дивиденды как будущим доходам, так и приросту капитала фирмы. Отсюда следует вывод: дивидендная политика нужна, но принцип ее прост: если есть возможность выплатить дивиденды, их нужно выплатить независимо ни от чего.
Данный подход – более распространен в финансовой практике западных корпораций, чем первый.
Самым распространенным является третий подход к формированию дивидендной политики (конкретные авторы неизвестны). Он основывается на принципе максимизации совокупного дохода акционеров, понимаемого как сумму текущих дивидендов плюс прирост курсовой стоимости акций компании. С позиции данного подхода, инвесторы заинтересованы не только в увеличении текущих дивидендов, сколько – в увеличении стоимости своей компании. Суть дивидендной политики при таком подходе состоит в нахождении наиболее предпочтительного варианта прироста совокупного дохода акционеров: прироста стоимости компании в сочетании с максимально возможными текущими дивидендами.
Следует иметь в виду, что указанные три концепции не являются противоречащими друг другу. Это – разные концепции, предпочтительные для разных типов инвесторов.