Механизм операционного рычага используют еще и при формировании ассортиментной политики компании. Вопросы, которые при этом решают, состоят в следующем: какие товары следует включать в ассортимент продаж компании? В какой момент следует снимать товар с производства (с реализации), чтобы не ухудшить финансовое состояние компании?
Действие операционного рычага предприятия («тяжесть» постоянных затрат) может ослабляться, если совместное производство и продажа двух и более товаров, каждый из которых по отдельности убыточен, будут рентабельными.
Существует правило: Если совместное производство (продажа) двух и более товаров обеспечивает запас финансовой прочности предприятию, то убыточные товары нельзя исключать из ассортимента, поскольку это ухудшит его финансовую ситуацию.
Чтобы сформировать рациональный ассортимент продаж, необходимо провести расчет:
а) постоянных затрат (Пос) для каждого товара;
б) порогов рентабельности (ПРЕ) для каждого товара в отдельности и для ситуации совместной продажи нескольких товаров;
в) сопоставить величины порогов рентабельности с объемами продаж.
Если окажется, что при совместных продажах убыточных товаров будет выполнены соотношения: ПРЕ < ПДЖ и ЗФП > 0, то такие товары должны оставаться в ассортименте предприятия.
Рассмотрим условный пример.
Предприятие производит и продает два товара – «А» и «Б». При этом продажа товаров характеризуется данными таблицы 6.
Как определить финансовые последствия работы данного предприятия?
Сначала рассчитываем долю каждого товара в общем объеме продаж:
Товар «А» дает: = 0,4545 объема ПДЖ;
Товар «Б» дает: = 0,5455 объема ПДЖ;
Таблица 6
Характеристики работы предприятия
Показатели, тыс. руб.
Товары
А
Б
Оба
Продажи (ПДЖ)
Перем. Затр. (Пер)
Вал. Маржа (ВМ)
Доля ВМ
0,1
0,2
0,1545
Пост. Затр. (Пос)
на оба товара
Текущ. Приб. (ТП)
на оба товара
В соответствии с полученными долями «раскидаем» общие постоянные затраты по каждому товару:
На «А» приходится 1500 ∙ 0,4545 = 681,8 тыс. руб. постоянных затрат;
На «Б» приходится 1500 ∙ 0,5455 = 818,2 тыс. руб. постоянных затрат.
Найдем порог рентабельности для каждого товара:
ПРЕА = = 6818 тыс. руб.
ПРЕБ = = 4091 тыс. руб.
Товар «А» дал 5000 тыс. руб. продаж, т.е. своего порога рентабельности (ПРЕА = 6818 тыс. руб.) еще не достиг:
При этом товар «Б» покрыл убытки товара «А» в размере – 181,8 тыс. руб. и обеспечил предприятию текущую прибыль ТПАБ = 200 тыс. руб.
Если теперь условно отказаться от убыточного товара «А», тогда ситуация изменится: весь объем постоянных затрат предприятия «упадет» на товар «Б» и он станет убыточным. Проверим это:
ПРЕБ = = 7500 тыс. руб.; Поскольку ПДЖБ остались теми же (6000 тыс. руб.), ПРЕБ > ПДЖБ; ЗФП = - 1500 тыс. руб., следовательно, он стал убыточным только из-за того, что был исключен из ассортимента убыточный товар «А».
Вывод: От товара «А» нельзя отказываться, поскольку его продажа покрывает часть постоянных затрат предприятия в целом, что делает общие продажи двух товаров рентабельными.
Если в ассортименте предприятия – более двух товаров и среди них есть убыточные, необходимо подобные расчеты проводить для разных комбинаций условного отказа от убыточных товаров. Во всех случаях, когда отказ от убыточных товаров будет приводить к уменьшению ЗФП предприятия, такие товары должны оставаться в ассортименте.