· Под «переменными затратами» понимаются затраты, возрастающие (убывающие) пропорционально изменению объемов производства (продаж): затраты предприятия на сырье, электроэнергию, транспорт, сдельную зарплату и т.п.
Под «постоянными затратами» понимаются затраты, фиксированные в определенном (релевантном) диапазоне объемов производства (продаж): амортизация, проценты за кредит, арендная плата, оклады служащих, административные расходы и т.п.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства (продаж) до определенного момента – пока не потребуется наращивать мощности; после этого они возрастают скачкообразно.
Переменные и постоянные затраты «ведут себя» по-разному при изменении объемов производства (продаж) в суммарном выражении и на единицу продукции
Одним из методов разделения общих затрат на постоянную и переменную составляющие является метод дифференциации затрат по максимальной и минимальной точкам отчетных данных о продажах и затратах предприятия. Порядок расчета по этому методу следующий:
1) Спер = ;
2) Перmax = Спер ∙ ПДЖшт.mах;
3) Посmax = ЗАТРmax – (Спер ∙ ПДЖшт.max);
4) Посmax = Посt , " t = 1, 2, 3, … 12;
5) Перt = ЗАТРt – Пос, " t = 1, 2, 3, … 12;
Если известны ПДЖ, Пос и Пер, то легко посчитать ТП:
ТП = ПДЖ – Пос – Пер;
· Действие операционного рычага (Operation Leverage) состоит в том, что любые изменения выручки от продаж (ПДЖ) порождают более сильные изменения текущей прибыли (ТП).
Действие операционного рычага измеряется показателем СОР – «сила операционного рычага». СОР – безразмерный коэффициент усиления изменений ТП по сравнению с изменениями ПДЖ. Соответственно, можно написать: DD ТП = СОР ∙ D ПДЖ;
СОР зависит от доли постоянных затрат в общих затратах компании: чем больше доля постоянных затрат, тем больше СОР.
Действие операционного рычага порождает особый тип риска – производственный риск (Business risk) – риск «завязнуть» в постоянных затратах при ухудшении конъюнктуры. Постоянные затраты будут «тормозить» переориентацию производства, не давать возможности быстро диверсифицировать его или сменить рыночную нишу.
Величина СОР может быть определена прямым счетом или формально.
Если дан стандартный набор отчетных данных о продажах и затратах компании, то чтобы рассчитать значение СОР прямым счетом, нужно:
- получить прогноз изменений продаж в следующем финансовом периоде – D ПДЖ (должна делать служба маркетинга);
- в соответствии с прогнозом изменения продаж рассчитать будущие значения постоянных (Посбуд) и переменных затрат (Пебуд);
Пербуд = D ПДЖ ∙ Перотч ;
Посбуд = Посотч ;
- определить будущее изменение текущей прибыли (D ТП);
ТПбуд = ПДЖбуд - Пербуд - Посбуд;
D ТП = ;
- определить СОР как отношение D ТП к D ПДЖ:
СОР = .
Этот же показатель можно рассчитать формально:
ВМ = ПДЖ – Пер;
СОР = ;
СОР = ;
СОР = ;
Все формулы – эквивалентны.
· ПРЕ – «порог рентабельности», численно равный выручке от продаж, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. В точке ПРЕ валовой маржи хватает лишь на покрытие постоянных затрат:
ВМ = Пос; при этом ТП = 0.
Порог рентабельности рассчитывается так:
ПРЕ = ,
Вместе с порогом рентабельности (ПРЕ) рассчитывают и другой показатель – ПОП – пороговый объем продаж. ПОП – это количество товара (в шт., кг или других натуральных единицах), продажа которого уже покрывает затраты, но еще не дает прибыли:
ПОП = ;
ПОП – может быть рассчитан и иначе:
ПОП = ;
ЗФП – это такой объем продаж, уменьшение которого может позволить себе компания (при ухудшении конъюнктуры рынка) без попадания в сектор «убытков». Формально абсолютная величина ЗФП (в рублях, долл.) может быть посчитана как разница между ПДЖ и ПРЕ:
ЗФП = ПДЖ – ПРЕ;
Кроме того, часто имеет смысл рассчитывать относительную величину ЗФП, выражаемую в процентах:
ЗФП = ;
Запас финансовой прочности, выраженный в процентах, связан с силой операционного рычага обратно пропорциональной зависимостью: